Найти в Дзене

ТВ-6, который мы потеряли. Часть третья - золотой век.

Оглавление

На формирование концепции вещания у руководителей ТВ-6 ушло достаточно много времени - целых два года, и лишь с нового сезона 1994-1995 телеканал получил, так сказать, собственное лицо. Кто его определял и какие программы выходили на телеканале в то время - в сегодняшнем материале.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Молодые лица - новые нравы

Стоит отметить, что руководство ТВ-6 очень удачно угадало свою целевую аудиторию - людей 20-30 лет, которым в условиях прочно поселившегося в России полярного лиса нужно было как-то разгружаться от невесёлой действительности. Но молодой аудитории нужен контент, производимый людьми того же возраста, сделал вывод Эдуард Сагалаев, отчего ставка в производстве передач была сделана на малоизвестных, но талантливых людей.

Так, собственно в телеэфир и попало большинство широко известных сейчас людей. Загибайте пальцы - Илья Легостаев (Акулы пера), Юлия Меньшова (Я сама), Иван Усачёв (Катастрофы недели, Вы - очевидец), Андрей Добров (Скандалы недели, ныне - штатный ватник РЕН ТВ), Пётр Толстой (тоже Скандалы недели, а после - многолетний ведущий Воскресного Времени), Отар Кушанашвили (Акулы пера, ну и по мелочи любая программа, где можно потрепать языком), Анфиса Чехова (на ТВ-6 - Дрёма, из которой, можно сказать, вырос тот проект, который она вела на ТНТ), Лера Кудрявцева (Партийная зона, МузОбоз), а так же хренова гора бывших КНВщиков, среди которых выделяются Татьяна Лазарева и Михаил Шац с примкнувшими к ним Белоголовцевым и Бочаровым (впрочем, не знаю, кто к кому примкнул, это для себя каждый решает сам).

Молодые лица в грязь собой не ударили и начали генерировать контент в невероятных количествах. Какой? Сейчас разберемся.

Акулы пера

Вообще, стоит отметить, что ТВ-6 в те далекие времена очень много времени уделял музыке и музыкальным передачам. И знаковой передачей для многих стали те самые "Акулы пера", за авторством Ивана Демидова. Ведь как раньше брали интервью у известных людей? Аккуратно, нежно, по заранее составленному перечню вопросов, да так, чтобы звёздный гость ни на что не обиделся и не плюнул в лицо задающего вопросы.

"Пренебречь, вальсируем!" - сказал Иван Демидов и решил сделать программу, во главе угла которой должны были быть самые острые и неожиданные вопросы, не связываемые нормами морали и нравственности. Соответственно, легкая скандальность и провокации тоже должны были стать основой передачи.

Впервые "Акулы пера" вышли в эфир 2 января 1995 года. Что удивительно, но ни один участвующий в передаче журналист (и даже ведущий) не получал зарплату - всё делалось на голом энтузиазме и энергичной работе Отара Кушанашвили языком. Собственно говоря, даже какого-то бюджета у "Акул" не было - были только тесные студии и несколько диванов, на которых разворачивались недетские страсти.

"Кто вы в постели - большинство или меньшинство?" - спрашивают у вокалиста Арии Артура Беркута. "По настроению" - отвечает тот. Бориса Моисеева внаглую провоцируют на конфликт - и он с удовольствием в него включается. Шансонье Александру Новикову что-то предъявляет Кушанашвили - а тот выкатывает в ответ компромат на самого Отара. А ведущий, тем временем, мило улыбается и всем своим видом символизирует, что он тут ни при чем, это всё гости и журналисты устраивают срачи в прямом эфире. Короче говоря, это было что-то.

После "Акул" Легостаев вёл "Лего-го", "Доброе утро, Россия" и "Утро на НТВ"
После "Акул" Легостаев вёл "Лего-го", "Доброе утро, Россия" и "Утро на НТВ"

Программа дала путевку в тележизнь как уже упомянутому Кушанашвили, так и Сергею Соседову, Капе Деловой (о ней юный читатель вряд ли что знает, но в своё время, да и сейчас, это просто авторитетнейшая глыба в мире музыки и музыкальной журналистики, просто непубличная), да и сам Илья Легостаев (ведущий) стал известным через "Акул".

За что передаче и спасибо.

О.С.П. - студия

В наше время бывший КВНщик имеет две дороги - выбиться в люди путями, не связанными с телевидением или же отправиться в ад начать работать на Comedy Club Production (ну или СТС, велика ли разница). А знаете, откуда эта мода взялась? Да, первым был именно ТВ-6.

Началось, всё это, впрочем, не с самой ОСП-студии, а с двух юмористических передач - "Раз в неделю" и "Назло рекордам", на которых обкатывались идеи для будущего проекта, которым и стала эта самая "ОСП-студия". Пародии, 33 квадратных метра и прочие веселости в стиле свободного юмора были настолько свежи и интересны, насколько была страшна ситуация за окном.

Ядром программы был квартет Белоголовцев-Бочаров и Лазарева-Шац, и как было замечательно, когда люди занимались своим делом - развлекали людей, а не демонстрировали свою активную гражданскую позицию, за что и страдали.

О Бочарове в последнее время что-то мало слышно
О Бочарове в последнее время что-то мало слышно

Популярность программы была такая, что она пережила ТВ-6, переехала на РТР, а потом и на СТС, где мутировала (уже без Белоголовцева и Бочарова, зато с Пушным) в "Хорошие шутки" и "Слава богу, ты пришёл".

Хорошие были программы.

Дрёма

"Чтооооо? Я не помню такую программу!" - скажет тот или иной читатель. И будет практически прав, ибо в эфире она шла лишь пять месяцев, да и то по ночам. Зато её влияние на неокрепшие умы некоторых телезрителей переоценить сложно. Что же это такое было?

А это был самый настоящий телевизионный перфоманс. Помните Бивиса и Баттхеда, обсуждавших клипы старого MTV? А на ТВ-6 Епифанцев (да-да, тот самый "братишка" и "Tide - кипячение или смерть") и Анфиса Чехова в костюме школьницы обсуждали андерграундную музыку - где ещё по телевизору вы услышите песни (если можно так выразиться) Burzum, Cannibal Corpse и Napalm Death? Где можно послушать философские рассуждения на фоне характерно связанной девушки? Где можно включить телевизор, ничего не понять и дальше смотреть плод фантазии как будто бы обдолбавшихся людей?

Вы видите провокацию в этом кадре? Я вот да
Вы видите провокацию в этом кадре? Я вот да

Всё это была "Дрёма". Разумеется, даже для 90-х эта передача на грани декадентного искусства и порнографии была слишком смелой, отчего в неё сперва стали пропихивать куда менее экстремальное искусство (вроде Филиппа Киркорова), а потом и закрыли к хреням, чтобы не провоцировать общественность.

Но было поздно - все арт-группы, выскочившие, как грибы после дождя, в нулевые были идейными продолжателями дела "Дрёмы"

Но, разумеется, не в телевизоре.

Я сама

А вот ток-шоу "Я сама" было куда менее скандальным и куда более содержательным. Вообще, это шоу было первым на отечественном телевидении, которое было бы полностью посвящено проблемам женщин и их семей, хотя, конечно, общую концепцию (но не тематику), передрали с первоканальной "Темы".

Собственно говоря, автором идеи и первым продюсером программы стала бывшая редактор той самой "Темы" Татьяна Фонина, которая смогла уболтать Ивана Демидова, что такая передача нужна людям. Основой программы стали истории приглашенных гостей, в которых разбирались ведущая и два эксперта - женщины с разными (традиционными и феминистическими) взглядами, которые бы помогали страждущим и давали им (а также многочисленным телезрительницам) советы, как жить-то в таких условиях.

Вот только ведущую найти никак не могли. Татьяна Веденеева, которой Демидов активно сватал передачу, от неё отказалась в связи с нахождением на ПМЖ во Франции, а кастинг затягивался. Тогда кастинг провели среди сотрудниц (даже закадровых) самого ТВ-6 и совершенно случайно выбрали на роль ведущей администратора программы "Моё кино" Юлию Меньшову. Так, собственно, Юлия и обрела своё призвание - с тех пор она ведет примерно похожие передачи, изредка прерываясь на игру в театре, кино и сериалах. А зрители обрели одну из самых рейтинговых передач ТВ-6 тех лет. Даже мужики смотрели, в попытках разгадать таинственную женскую душу.

Ну и на Меньшову посмотреть, естественно
Ну и на Меньшову посмотреть, естественно

А потом пришёл кризис и Евгений Алексеевич Киселев, под чьим мудрым руководством канал (а вместе с ним и "Я сама") загнулся.

Но это совсем другая история, о которой мы поговорим в следующий раз.