Александр Васильевич Колчак более известен как политический деятель и один из руководителей Белого движения периода Гражданской войны в России. Адмирал Колчак в 1918-1920 году был Верховным правителем и Верховным главнокомандующим Русской армии. Но кроме политической деятельности он был героем Русско-японской и Первой мировой войн. Выдающимся флотоводцем. Его участие в разработках новой концепции военного флота легло в основу строительства кораблей Советской России. А кроме этого, Александр Васильевич был известным для своего времени ученым-океанографом и полярным исследователем. Он был участником Русской полярной экспедиции 1900 – 1902 гг. под руководством барона Эдуарда Васильевича Толля на шхуне «Заря». Экспедиция вела разведку полярных льдов для развития судоходства по Северному морскому пути, хотя первая задача стояла в поиске Земли Санникова. Изучение Колчаком льдов Карского и Восточно-Сибирского морей являлось новым шагом в развитии полярной океанографии. За научный вклад во время Русской полярной экспедиции лейтенант Колчак А.В. был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени . Но большую известность, тогда ещё молодому лейтенанту-полярнику, принесла Спасательная экспедиция 1903 года, или как её ещё называют - Полярная экспедиция А.В. Колчака.
В 1902 году участники Русской полярной экспедиции разделились. Руководитель экспедиции Э. Толль с тремя спутниками пешими отправились исследовать о. Беннета, а вторая пешая группа, под руководством А. А. Бялыницкого-Бирули – на о. Новая Сибирь. Офицеры шхуны «Заря» Ф. А. Матисен и А. В. Колчак должны были забрать обе группы, но из-за сильных льдов, корабль получил большие повреждения и в аварийном состоянии уже не мог этого сделать. Матисен и Колчак вернулись в Санкт-Петербург, где отчитались в проведенной работе. Судьба двух оставшихся групп беспокоила Академию наук и Императорское Русское географическое общество. В декабре 1902 года была создана Комиссия по созданию плана поисково-спасательной экспедиции. Предлагаемые варианты членами комиссий были отвергнуты как опасные или экономически непосильными. И тогда молодой лейтенант Колчак (тогда ему было 28 лет) предложил опасный, но более реальный план санно-шлюпочной экспедиции. Комиссия долго раздумывала. Только в феврале было выдано официальное разрешение на проведение предложенного мероприятия.
Для спасательной экспедиции на шлюпке по полярным льдам А. Колчак набрал самых опытных северных мореходов – мезенских поморов. Жители города Мезень неоднократно прославили себя в деле освоения Арктики. В 1899—1902 годах на архипелаге Шпицбергене проходила экспедиция по производству градусных измерений под руководством ученого-геолога Ф. Н. Чернышёва. В его команде было 14 поморов с Мезени, о которых начальник экспедиции говорил как о великих людях. В честь некоторых из его спутников были названы географические точки на архипелаге. На опыт и отвагу северян решил опереться А.В. Колчак в управлении вельботом. Изначально Колчак предполагал использовать поморские суда. Но его более опытные помощники (тоже участники Русской полярной экспедиции) боцман Н. А. Бегичев и рулевой старшина В. А. Железников отговорили его. Вместо этого, они посоветовали воспользоваться китобойным вельботом со шхуны «Заря», которая после ремонта стояла в селении Казачье (Якутия). Для санного пути было решено купить в Якутии ездовых собак, нарты, снаряжение, провиант и корм для собак.
В начале февраля 1903 года А. Колчак прибыл в Архангельск, где ему сообщили о возвращении с Новой Сибири партии Бирули. От Э. Толля по-прежнему сообщений не поступало. Из Архангельска Колчак отправился в Мезень. Жители этой местности испокон веков занимались морскими промыслами. Регулярно ходили на Шпицберген и Новую Землю, а их предки активно участвовали в освоении северной Сибири. Мореходов там было много. Так, например, в рапорте 1791 года под названием «Именной Список города Мезени жителям, упражняющимся в водоходстве на промышленных и купецких судах и самим судохозяевам» значится 151 житель города, которые или сами имели промысловое судно или нанимались в работники для морского промысла. Колчака интересовали участники экспедиции на Шпицберген. Из них он отобрал 6 человек. Критерием отбора стали молодость и холостой статус. Из них только А. М. Олупкин был женат. Четверо из мезенской вельботной команды: А. М. Дорофеев, И. Я. Иньков, А. М. Олупкин и М. М. Рогачев, должны были сопровождать Александра Васильевича на самом трудном и опасном участке пути на о. Беннета. Во время поисков на острове Колчак провалился в трещину с ледяной водой. Только помощь боцмана Никифора Бегичева и помора Ильи Инькова, которые на тот момент сопровождали Колчака, спасли начальника экспедиции от неминуемой гибели.
Полярная экспедиция Колчака совершила 7 месячный поход, из которых 90 дней ушло на санно-шлюпочный переход по маршруту - село Аджергайдах — Котельный — Фаддеевский — Новая Сибирь — Беннетта. Группу Э. Толля обнаружить не удалось. Она бесследно исчезла на просторах Арктики. Но экспедиции удалось подобрать оставленные Толлем научные материалы, а также провести важные научные исследования, которые считались второстепенными. Александр Васильевич открыл и описал неизвестные географические объекты, уточнял очертания линий берегов, внёс уточнения в характеристику льдообразования и открыл уникальное явление - нахождение пресного льда под слоем морской воды. Но самое главное, он не потерял ни одного из участников своей рискованной экспедиции. Экспедиция была признана успешной и оценена по достоинству. П. П. Семёнов-Тян-Шанский назвал её «важным географическим подвигом». Многие полярные исследователи не могли поверить в возможность путешествия по суровому Северному Ледовитому океану на шлюпке. Колчак со своими спутниками совершил этот подвиг, хоть и последствия этого мероприятия сильно отразились на здоровье будущего адмирала.
За полярный подвиг А. В. Колчак был награжден в 1906 году высшей наградой Русского географического общества – Большой Константиновской золотой медалью. Он стал четвертым награжденным, после знаменитых полярных исследователей: иностранцев Ф. Нансена и Н. Норденшёльда и русского офицера Н. Д. Юргенса. Золотыми медалями «За усердия» были награждены и особо отличившиеся участники экспедиции. Из них золотой медалью были удостоены поморы Алексей Дорофеев, Михаил Рогачев, Алексей Олупкин и Илья Иньков. Свои медали «За усердие» на Станиславской ленте они получили в 1909 году. Золотые медали из Императорской Академии наук были доставлены в Мезень почтой из Санкт-Петербурга и вручены героям в скромной обстановке. Награждение состоялось благодаря участию председателя Комиссии для снаряжения Русской полярной экспедиции академику А. П. Карпинскому.
В советское время имя А.В. Колчака и его научная деятельность были под запретом. Не стали распространяться о полярной экспедиции Колчака и её поморские участники. Исчезли следы золотых медалей «За усердие». Теперь только архивные документы могут рассказать о былой славе поморских мореходов в деле изучения просторов Арктики.
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации