Найти тему
Загадочный Север

Мезенские поморы в экспедиции А. В. Колчака

Александр Васильевич Колчак более известен как политический деятель и один из руководителей Белого движения периода Гражданской войны в России. Адмирал Колчак в 1918-1920 году был Верховным правителем и Верховным главнокомандующим Русской армии. Но кроме политической деятельности он был героем Русско-японской и Первой мировой войн. Выдающимся флотоводцем. Его участие в разработках новой концепции военного флота легло в основу строительства кораблей Советской России. А кроме этого, Александр Васильевич был известным для своего времени ученым-океанографом и полярным исследователем. Он был участником Русской полярной экспедиции 1900 – 1902 гг. под руководством барона Эдуарда Васильевича Толля на шхуне «Заря». Экспедиция вела разведку полярных льдов для развития судоходства по Северному морскому пути, хотя первая задача стояла в поиске Земли Санникова. Изучение Колчаком льдов Карского и Восточно-Сибирского морей являлось новым шагом в развитии полярной океанографии. За научный вклад во время Русской полярной экспедиции лейтенант Колчак А.В. был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени . Но большую известность, тогда ещё молодому лейтенанту-полярнику, принесла Спасательная экспедиция 1903 года, или как её ещё называют - Полярная экспедиция А.В. Колчака.

Шхуна «Заря» во льдах. Рисунок участника экспедиции 1901г.
Шхуна «Заря» во льдах. Рисунок участника экспедиции 1901г.

В 1902 году участники Русской полярной экспедиции разделились. Руководитель экспедиции Э. Толль с тремя спутниками пешими отправились исследовать о. Беннета, а вторая пешая группа, под руководством А. А. Бялыницкого-Бирули – на о. Новая Сибирь. Офицеры шхуны «Заря» Ф. А. Матисен и А. В. Колчак должны были забрать обе группы, но из-за сильных льдов, корабль получил большие повреждения и в аварийном состоянии уже не мог этого сделать. Матисен и Колчак вернулись в Санкт-Петербург, где отчитались в проведенной работе. Судьба двух оставшихся групп беспокоила Академию наук и Императорское Русское географическое общество. В декабре 1902 года была создана Комиссия по созданию плана поисково-спасательной экспедиции. Предлагаемые варианты членами комиссий были отвергнуты как опасные или экономически непосильными. И тогда молодой лейтенант Колчак (тогда ему было 28 лет) предложил опасный, но более реальный план санно-шлюпочной экспедиции. Комиссия долго раздумывала. Только в феврале было выдано официальное разрешение на проведение предложенного мероприятия.

-2

Для спасательной экспедиции на шлюпке по полярным льдам А. Колчак набрал самых опытных северных мореходов – мезенских поморов. Жители города Мезень неоднократно прославили себя в деле освоения Арктики. В 1899—1902 годах на архипелаге Шпицбергене проходила экспедиция по производству градусных измерений под руководством ученого-геолога Ф. Н. Чернышёва. В его команде было 14 поморов с Мезени, о которых начальник экспедиции говорил как о великих людях. В честь некоторых из его спутников были названы географические точки на архипелаге. На опыт и отвагу северян решил опереться А.В. Колчак в управлении вельботом. Изначально Колчак предполагал использовать поморские суда. Но его более опытные помощники (тоже участники Русской полярной экспедиции) боцман Н. А. Бегичев и рулевой старшина В. А. Железников отговорили его. Вместо этого, они посоветовали воспользоваться китобойным вельботом со шхуны «Заря», которая после ремонта стояла в селении Казачье (Якутия). Для санного пути было решено купить в Якутии ездовых собак, нарты, снаряжение, провиант и корм для собак.

А. В. Колчак в кают-компании «Зари»
А. В. Колчак в кают-компании «Зари»

В начале февраля 1903 года А. Колчак прибыл в Архангельск, где ему сообщили о возвращении с Новой Сибири партии Бирули. От Э. Толля по-прежнему сообщений не поступало. Из Архангельска Колчак отправился в Мезень. Жители этой местности испокон веков занимались морскими промыслами. Регулярно ходили на Шпицберген и Новую Землю, а их предки активно участвовали в освоении северной Сибири. Мореходов там было много. Так, например, в рапорте 1791 года под названием «Именной Список города Мезени жителям, упражняющимся в водоходстве на промышленных и купецких судах и самим судохозяевам» значится 151 житель города, которые или сами имели промысловое судно или нанимались в работники для морского промысла. Колчака интересовали участники экспедиции на Шпицберген. Из них он отобрал 6 человек. Критерием отбора стали молодость и холостой статус. Из них только А. М. Олупкин был женат. Четверо из мезенской вельботной команды: А. М. Дорофеев, И. Я. Иньков, А. М. Олупкин и М. М. Рогачев, должны были сопровождать Александра Васильевича на самом трудном и опасном участке пути на о. Беннета. Во время поисков на острове Колчак провалился в трещину с ледяной водой. Только помощь боцмана Никифора Бегичева и помора Ильи Инькова, которые на тот момент сопровождали Колчака, спасли начальника экспедиции от неминуемой гибели.

Остров Беннетта. Рисунок 1881 года
Остров Беннетта. Рисунок 1881 года

Полярная экспедиция Колчака совершила 7 месячный поход, из которых 90 дней ушло на санно-шлюпочный переход по маршруту - село Аджергайдах — Котельный — Фаддеевский — Новая Сибирь — Беннетта. Группу Э. Толля обнаружить не удалось. Она бесследно исчезла на просторах Арктики. Но экспедиции удалось подобрать оставленные Толлем научные материалы, а также провести важные научные исследования, которые считались второстепенными. Александр Васильевич открыл и описал неизвестные географические объекты, уточнял очертания линий берегов, внёс уточнения в характеристику льдообразования и открыл уникальное явление - нахождение пресного льда под слоем морской воды. Но самое главное, он не потерял ни одного из участников своей рискованной экспедиции. Экспедиция была признана успешной и оценена по достоинству. П. П. Семёнов-Тян-Шанский назвал её «важным географическим подвигом». Многие полярные исследователи не могли поверить в возможность путешествия по суровому Северному Ледовитому океану на шлюпке. Колчак со своими спутниками совершил этот подвиг, хоть и последствия этого мероприятия сильно отразились на здоровье будущего адмирала.

Лейтенант А. В. Колчак (3-й слева) со спутниками (2 зимовка шхуны "Заря")
Лейтенант А. В. Колчак (3-й слева) со спутниками (2 зимовка шхуны "Заря")

За полярный подвиг А. В. Колчак был награжден в 1906 году высшей наградой Русского географического общества – Большой Константиновской золотой медалью. Он стал четвертым награжденным, после знаменитых полярных исследователей: иностранцев Ф. Нансена и Н. Норденшёльда и русского офицера Н. Д. Юргенса. Золотыми медалями «За усердия» были награждены и особо отличившиеся участники экспедиции. Из них золотой медалью были удостоены поморы Алексей Дорофеев, Михаил Рогачев, Алексей Олупкин и Илья Иньков. Свои медали «За усердие» на Станиславской ленте они получили в 1909 году. Золотые медали из Императорской Академии наук были доставлены в Мезень почтой из Санкт-Петербурга и вручены героям в скромной обстановке. Награждение состоялось благодаря участию председателя Комиссии для снаряжения Русской полярной экспедиции академику А. П. Карпинскому.

Золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте
Золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте

В советское время имя А.В. Колчака и его научная деятельность были под запретом. Не стали распространяться о полярной экспедиции Колчака и её поморские участники. Исчезли следы золотых медалей «За усердие». Теперь только архивные документы могут рассказать о былой славе поморских мореходов в деле изучения просторов Арктики.

Остров Колчака.
Остров Колчака.

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации