Найти в Дзене

Федор Овчинников: В истории Додо пиццы я выделяю 3 этапа, понеслись!

Оглавление

В истории нашей компании можно выделить три этапа.

Этап №1: От нуля до сети пиццерий №1 (2011-2016).

Первая пиццерия, первая франшиза, первый миллиард выручки сети, быстрый рост и как итог Додо Пицца - первая по размеру сеть пиццерии в России к середине 2016 года.

Этап №2: From local startup to global upstart (2016-2020).

Продолжение бурного роста и взросление системы - централизация системы поставок, национальный маркетинг, стабилизация ИТ-системы. Додо получает международное признание как одна из самых быстрорастущих и инновационных сетей в мире.

В прошлому году мы перешли на новый третий этап. Мы начали трансформацию из монопродуктовой сети в платфому для инновационных ресторанных брендов.

Сегодня вечером я представлю нашу стратегию на ближайшие годы, которую мы назвали План 333. Но прежде, чем говорить о будущем, хочу еще раз обозначить, где мы находимся сейчас и как мы пришли в эту точку. Сколько инвестиций мы привлекли за 10 лет? Как менялась наша оценка? Когда мы вышли в прибыль?

В 2011 году я открыл первую пиццерию в Сыктывкаре. Первоначальные инвестиции составили 1,5 миллиона рублей. Живых денег у меня тогда не было - только долги с прошлого бизнеса :) Я использовал 300 тысяч рублей с одной желто-черной кредитной карты, а также привлек партнера, который занял компании 1,2 миллиона рублей. Через два месяца после открытия пиццерии партнер решил выйти из бизнеса. В течение года, согласно условиям займа, я должен был вернуть деньги бывшему партнеру.

С первого дня работы пиццерии мы начали разрабатывать информационную систему Dodo IS, так как это была изначальная ключевая идея всего бизнеса. Разработка требовала денег. Нужно было возвращать заем и инвестировать в пиццерию. Я был в тот момент совладельцем рекламной газеты в Сыктывкаре. Бизнес приносил небольшую прибыль. На этот доход существовала в тот момент моя семья. Летом 2011 года я продал долю в газете за 1 млн рублей и все деньги вложил в Додо.

В конце 2011 года я понял, что нужно развиваться быстрее и решил привлекать инвестиции. В начале 2012 года я привлек кредит в размере 5 миллионов рублей под личные гарантии, но без какого-либо обеспечения и отдал инвестору в качестве платы за риски 5% компании. Осенью того же года я продал еще 5% компании, но уже за 10 миллионов рублей, таким образом наша компания получила первую оценку в размере $6,5 млн, что было уже достаточно большой цифрой для совсем не большого бизнеса с большим планами (надо помнить, что курс доллара в то время составлял 31 рубль).

На историческом графике ниже вы можете видеть рост выручки всей нашей сети за все 10 лет истории Dodo, привлечённые инвестиции и изменения оценки стоимости нашей компании.

-2

Наша сеть быстро росла, сильно опережая скорость развитие нашей ИТ-системы. Нам требовались деньги для увеличения команды. В 2013 году я попытался привлечь инвестиции у профессиональных инвесторов, но меня ждал провал. Никто в нас и нашу идею тогда не поверил. Тогда я решил привлекать деньги у частных инвесторов через Интернет и у нас получилось. В 2013-2015 годах мы собрали $3,5 млн у более, чем 150 частных инвесторов. В нас инвестировали обычные люди - менеджеры, программисты, предприниматели.

Безусловно, это была рискованная инвестиция, а оценка компании казалась многим очень высокой, поэтому я придумал схему, которая давала возможность инвесторам вернуть деньги с процентами, если они будут не удовлетворены нашим будущим ростом. Частные инвесторы давали нашей компании займы под мое личное поручительство и получали возможность через три года конвертировать их в наши акции по оценке всей компании в $30 млн. Если бы мы не оправдали надежд инвесторов, я должен был вернуть $3,5 млн, но у нас все получилось. 99% инвесторов конвертировали свои займы в акции в 2017 году.

Мы очень быстро росли, но были убыточными. Попытка удержать рост расходов привела бы к остановке. Нам нужно было продолжать инвестиции в ИТ, в команду, в инфраструктуру. В 2016 году Dodo Pizza вышла на первое место среди всех сетей пиццерий в России, но тогда нас еще никто из конкурентов не воспринимал серьезно. В 2016 году мы привлекли 1 млн долларов от частного инвестора по оценке $50 млн. Нам нужно было открывать большой офис в Москве, увеличивать команду, делать прорыв в развитии ИТ. В августе 2017 года мы привлекли $7,5 млн от группы частных инвесторов. Это были последние внешние инвестиции в истории нашей компании на текущий момент.

В мае 2018 года мы вышли в прибыль. Последние три года наша управляющая компания генерирует положительный денежный поток.

-3

Присоединяйтесь к самому крупному телеграм каналу Клуба про бизнес и менеджмент =)

Семь лет мы были убыточными. Возможно, кому-то покажется, что это очень долго. Но на самом деле это не совсем так. То, что мы стали прибыльными, инвестируя в разработку большого ИТ-продукта для растущего бизнеса, и продолжаем рост это, пожалуй, настоящее достижение.

Последние три года мы инвестируем из собственной прибыли в развитие Dodo Pizza на международных рынках (открытие собственных пиццерий в Китае и Великобритании), в новые стартапы (Дринкит и Донер 42) и все это помимо постоянных инвестиций в разработку Dodo IS.

Мы хорошо прошли кризисный 2020 год. Мы выросли, не просто сохранили прибыльность в пандемию, но и не остановили наши инвестиции в ИТ, в новые рынки и новые концепции.

В последние два года у нас не было четкого плана, как нам точно действовать дальше. У нас было общее видение будущего и понятная краткосрочная стратегия, но мы откладывали принятие важных стратегических решений: будем ли мы привлекать инвестиции для ускорения нашего роста, куда мы будем инвестировать, будет ли мы проводить IPO, когда, где и при какой оценке? Нам нужно было время для того, чтобы подумать, получить информацию, рассмотреть разные варианты для принятия таких важных стратегических решений. Мы стояли на развилке и только недавно приняли решение.

Автор текста Федор Овчинников

Куда вы попали?

-4

В Клуб директоров — самый большой бесплатный бизнес-клуб России

Наша команда:

  • ​​​За 10 лет создал​а ​бизнес-сообщество с аудиторией более 300 000 управленцев и владельцев бизнеса из России и соседних стран;
  • ​​​​Провел​а более 450 рекламных кампаний ​для клиентов в секторе B2B от чайного дома "Крафти" до SAP и Альфа Групп;
  • Проводит встречи в Президент-отеле в Москве совместно с RuTalks и Алексеем Архиповым.

А теперь поговорим о вас. Какие у вас проблемы с продажами?

  • У вас не работает контекст;
  • Сложная/дорогая услуга;
  • Не можете отстроиться от конкурентов (все говорят одинаково);
  • Длинный цикл принятия решения.

Контент-маркетинг от специалистов Клуба директоров решит эти проблемы - с помощью статей мы готовы заставить клиентов придти к вам и не сравнивать с конкурентами. Листайте ниже, чтобы узнать подробности.