Время прочтения - 4 минуты.
2020 год стал драйвером для перевода офисных сотрудников на удаленный формат работы и многие компании поступили именно так, избежав сокращения штатов. Такая оптимизация позволила большинству предпринимателей освободить просторные офисы и тем самым сократить издержки на аренду и содержание помещения, а также выделить ключевые компетенции у своих сотрудников.
Переход на удаленку стал для бизнеса переходным этапом от устоявшегося подхода к современному и рациональному формату управления бизнесом и персоналом в частности.
Весьма немногие компании работали по такой схеме еще задолго до ковидной истории и это казалось муветоном, неспособностью содержать полноценно штат и платить аренду. Но, ситуация изменилась.
Во многом 2020 год пробудил от спячки, в которой много лет находились предприниматели и не видели свой бизнес со стороны. Невидимый вирус позволил бизнесу пересмотреть свои стратегии и концепции, перетрясти штат и оптимизировать, а иногда и вовсе сократить неэффективные бюджеты. Это в свою очередь привело к тому, что компании, желая или не желая этого были вынуждены искать возможности для сохранения своих доходов на уровне окупаемости, а в некоторых случаях даже прибыльности.
Те же, кто потерпел убытки были вынуждены продаваться или закрываться. С одной стороны, мы можем видеть нормальную ситуацию очищения экономики от не эффективных и не гибких компаний, с другой, безжалостную зачистку вполне интересных, востребованных и перспективных бизнесов.
Сейчас мы можем наблюдать картину оживления и запуска новых стартапов, открытия новых магазинов и компаний из сферы услуг и это может быть только началом оттепели после небольшой "заморозки", но время покажет.
Новым компаниям еще предстоит многое узнать, понять и перестроить, а вот больший интерес могут вызвать те компании и сферы, которые уже перестроились. Ведь они стали первопроходцами и показали свою способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. Среди таких и ритейл, логистика, интернет-торговля, услуги офлайн и онлайн. Есть и те, которые превзошли себя и показали кратный рост за время карантина.
Продажи этих компаний выросли за счет нескольких факторов. Во-первых, они были технически готовы, во-вторых, они не медлили и делали все быстро пока конкуренты не очнулись, в-третьих, они рисковали и шли ва-банк.
Для примера остановим свое внимание на Сети магазинов натуральных продуктов "Авось" (название изменено, но многие знают эту московскую сеть не понаслышке). До локдауна компания имела техническую базу и оснащенность для интернет-торговли и это занимало до 1% от всего объема продаж, то сейчас эта цифра в 30 раз больше (по данным Forbes). Во время карантина сеть смогла увеличить свои продажи в онлайн сегменте тем самым потеснив своих конкурентов.
Да, компания имела все шансы остаться наряду с другими мини-маркетами или малыми сетями, но, этот бренд оперативно среагировал, расширив технические возможности и перестроив концепт продаж.
Говоря о скорости и маневренности современного бизнеса, можно отметить лишь то, что возможности есть практически у каждого, но меняются немногие. И кто это делает первым, оказывается на шаг впереди, как и те, кто внедряет новые способы управления командами людей.
Переход на удаленку для большинства компаний может показаться спасательным кругом. Кто-то видит в этом рациональное зерно для смещения фокуса на ключевых кадрах, сократив неэффективных сотрудников, кто-то увидит возможность уменьшить арендные платежи или вовсе покинуть офисные просторы и работать из дома. Многие это планировали как временное явление, но, немного привыкнув, теперь считают, что это наиболее рационально и намерены сохранить удаленку навсегда.
А давайте зададим себе вопрос. Готовы ли люди, как ключевой ресурс бизнеса работать из дома?
Он-лайн опрос, проведенный в 2020 г. порталом www.trudvsem.ru показал, что из дома хотят работать лишь 21%, ~37% хотят вернуться в офис, более 40% хотят работать в комбинированном варианте (некий формат Google).
В действительности, мы забываем спросить самих людей, во-первых, хотят ли они работать из дома? и, во-вторых, хотят ли они работать из дома всегда?
Даже получив положительный ответ на первый вопрос, для большинства ответ на второй станет затруднительным. Поскольку, работая в коллективе, ощущая среду и профессиональную поддержку коллег, чувство единства дает синергетический эффект и оказывает влияние на результаты труда.
Да, естественно, мы только вначале пути и не имеем понимания, ощутимых результатов, как и последствий перехода на удаленный формат. Могу смело заверить, что работая в домашних условиях, сотруднику несложно научиться коммуницировать с коллегами посредством Zoom или почты, выполнять свою основную работу, но человеку, в большинстве своем сложно работать без участия в коллективном деле, без обратной связи во всех ее проявлениях, без дружеского плеча и т.д.
Я уже не говорю о тех отвлекающих от работы моментах, как соблазны зайти на кухню и налить себе кофе, отвлекающие члены семьи, которые требуют к себе внимания и т.п. Кроме того, дом должен быть тем местом, где тебе комфортно и ты можешь отдохнуть и расслабиться. Дом - это то место, куда ты идешь после социальной битвы чтобы снять тесные туфли и надеть домашние тапочки, принять ванну и снять напряжение, а не местом, где это напряжение ты приобретаешь.
Выводы за вами!
Читай другие статьи блога
- ТикТок, Юнит-экономика и почему маркетинг не работает