Часть I
Часть II
Часть III
В условиях рыночной конкуренции спрос на производственные ресурсы определяется предельным продуктом факторов. Упрощённо это выглядит так:
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА = ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ТРУДА
РЕНТА (АРЕНДА) = ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ЗЕМЛИ (НЕДВИЖИМОСТИ)
Таким образом, между факторами производства распределяется 100% выпуска, не больше и не меньше.
Как это выглядит на предприятии?
При правильно организованном анализе деятельности предприятия вы видите отношения своего выпуска продукции к каждому фактору. Те факторы, у которых показатели в процентах низкие, уже находятся на пределе своей отдачи и наоборот. Если вы планируете увеличить выпуск (доходы, выручку) то следует обратить внимание на перегруженные факторы. Иначе они не позволят вам достичь результата. В кризис же, когда вы теряете выручку, вам необходимо обратить внимание на менее загруженные факторы производства и снижать потребность именно в них.
Если вам необходимо увеличить выпуск и прибыль при снижении отдачи от фактора, то должны понимать, что такую возможность предприятие имеет при наличии на рынке излишка этого фактора. То есть достаточно низкой цены на этот фактор.
В этом случае вы оплачиваете фактор производства не по максимальной отдаче, а по его минимальной, получая дополнительную ренту.
Это общая теория. Но, если квалификация руководителя предприятия высокая, то мы получаем несколько иную схему. Дешевизна фактора рабочей силы определяется не столько рыночной её стоимостью, сколько сформированной на предприятии отдачей от неё.
В этом случае, предприятие формирует более высокий уровень оплаты фактора для, искусственно создавая конкуренцию на рынке. В итоге предприятие получает в разы более высокую отдачу и всего на на проценты более высокую стоимость фактора.
Пример.
Фактор труда стоит
1. 100 ед. на 1000 ед. продукта 100/1000х100%=10%
2. 140 ед. на 3000 ед. продукта 140/300*100%=4,7%
3. 170 ед. на 4000 ед. продукта 170/4000*100%=4,25%
При стоимости рабочей силы большей на 70%, мы получаем увеличение отдачи от фактора в 2,35 раза (10%/4,25% =2,35).
И у вас сразу идёт перебалансировка всех факторов, либо предприятие может максимизировать прибыль на более высоком уровне выпуска, чем конкуренты.