Найти в Дзене

После развода: как быть детям и мамой, и папой

Оглавление

Мне было 32 года, когда я развелась с мужем, и мы с детьми начали выстраивать новую систему нашей семейности. Решение о разводе далось мне очень непросто после 12 лет брака и года раздумий.

С точки зрения общественности такой поступок был на грани аморальности. На многие вопросы о дальнейшей жизни я с трудом могла ответить. Просто понимала, что как было больше продолжаться не могло, а как может быть иначе, я ещё не придумала и не создала.

Я решила, что не хочу разрушать отношения детей с отцом, убеждая их в своей точке зрения. Мне нужно было оставить все свои отношения с бывшим мужем, переварить их самостоятельно и не выстраивать в головах у детей ложной деструкции.

Ещё одним важным пунктом было понимание, что детей нужно будет оставить отчасти наедине с бытом. Я с раннего возраста рассказывала им основы бытовых механизмов, но после развода им пришлось бы самостоятельно и намного быстрее изучать все процессы, самим делать домашние дела совместно с учёбой.

Я могла бы принять все решения сама и просто рассказать им новый уклад жизни, поставив перед фактом, но для меня была важна их вовлечённость в жизнь семьи. Я считала и считаю, что, если дети понимают, почему происходят те или иные события, какие варианты решения есть и почему они не несут ответственности за принятые родителями решения, то это позволит уменьшить количество недопонятых ситуаций, будет прививать сопричастность и сопереживание.

-2
Алисе на тот момент было 9 лет, Кире-6, а Глебу-3. Для нас это было серьёзным шагом, потому что дети раньше оставались только с кем-то из родственников.

Мы сели, взвесили все за и против, я объяснила, какие могут быть альтернативы этому событию, выслушала вопросы детей. Для нас всех жизнь началась с нового листа, я понимала, что на эти перемены нужно будет время, но также понимала, что всё это необходимо.

Решения первого семейного совета были примерно такими:

  • Лёгкой домашней уборкой и поддержанием порядка занимаются дети, а генеральные уборки проводим совместно.
  • Алиса следит за младшими, помогает соседке.
  • Уроки дети делают до моего возвращения, чтобы потом я могла сразу проверить.
  • Кушать готовим один раз в неделю на все дни, дети докупают только расходные продукты: молоко, хлеб и пр.
  • Друзья и домашние посиделки не возбраняются и даже приветствуются, но при условии возврата квартиры к её убранному состоянию после.
  • Если возникают конфликтные ситуации на встречах детей с папой, они могут поделится со мной, и мы будем пробовать договориться все вместе.
  • Я спросила, хотят дети жить со мной или с папой, они сказали, что останутся со мной, а с папой будут видеться по выходным.
Я не подавала на алименты и ничего не требовала от бывшего мужа, кроме развода и отсутствия гнева и негатива в мою сторону в присутствии детей. Мы сошлись на этом.
Я не подавала на алименты и ничего не требовала от бывшего мужа, кроме развода и отсутствия гнева и негатива в мою сторону в присутствии детей. Мы сошлись на этом.

В моей голове очень быстро должно было сформироваться понимание того, как воспитывать мальчика, чтобы он не вырос «маменькиным сынком», а дочерей вырастить без ненависти к мужчинам. Понятное дело, что от всех проблем не спасти, у каждого всё равно появляются комплексы, убеждения и т.д. Просто моей задачей я видела сокращение всего того ненужного и деструктивного, что они могли бы получить от меня.

Как научиться быть мапой?

Как выполнять не только функции мамы, но и компенсировать недостаток папиных? Эти вопросы долгое время не покидали меня. Я сомневалась, смогу ли выработать в себе эти необходимые качества.

Всё это продолжалось до момента, когда Глеб, мой первый сын, пошёл в первый класс. В начале осени, будучи ещё мало знакомым с одноклассниками, он заступился за мальчика, которого донимали ребята после школы. Он не испугался, хоть и не умел драться, остался защищать себя и более слабого. Конечно, его сильно избили, охранник в школе вызвал меня.
Я была в шоке, потому что бывший муж не стал участвовать в разбирательствах. На родительском собрании, где Глеба выставили виноватым в происшествии, потому что, защищаясь, он ударил одного из задавак, мне пришлось доказывать его позицию среди прочих пап и учителей. Я не была готова к происходящему, знала только, что не могу позволить оставить сына виноватым. Только после вмешательства отца мальчика, которого Глеб защищал, эту тему закрыли.

Я гордилась тем, что Глеб остался отстаивать то, что считал правильным, осознавая, что проиграет. Придя домой, он признался, что боялся моего неодобрения его поведением, но рад, что я заступилась за него и отстаивала его правду. После того случая, я поняла, что справляюсь: могу воспитывать важные качества в сыне и могу отстаивать его решения.

-4

К этому вопросу я отнеслась очень основательно.

Я сама ездила знакомиться со всеми тренерами сыновей, читала о них в интернете, старалась выбирать тех, кого рекомендуют, и узнавала, почему.
Я сама ездила знакомиться со всеми тренерами сыновей, читала о них в интернете, старалась выбирать тех, кого рекомендуют, и узнавала, почему.

Немного позднее, когда я уже, будучи консультантом по бизнесу и политике, работала, в основном, только с мужчинами, эта задача упростилась.

Я старалась регулировать все свои реакции и мысли, перед тем, как выдавать их детям, чтобы нивелировать негативные последствия. Так как я эмоциональный человек, скажу честно, давалась мне это непросто. Но я знала, что игра стоит свеч, а значит нужно делать максимум из того, что могу.

Сложнее было регулировать участие родственников в воспитании детей и их высказывания в сторону сложившихся ситуаций, но я понимала, что мне важно отстаивать своё миропонимание. В случае, если на компромисс идти не получалось, я просто минимизировала общение детей с такими людьми.

Для себя я поняла некоторые вещи

  • Главное не отступать, если решение принято.
  • Позволять себе ошибки.
  • Проговаривать все важные моменты совместно с детьми.
  • Осознанно подходить к тому, что закладываешь детям.
  • Не откладывать свою жизнь ради детей, ведь в противном случае, вы сами не проживёте ничего и научите их поступать так же.
  • Аргументация, что с опытом можно перестать искать новую информацию и отслеживать перемены надуманность, приводящая к стагнации. Сколько бы у вас ни было детей, воспитание это постоянные перемены и обучение.
  • Нужно уметь извиняться перед детьми и объяснять им, за что извиняешься.

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Мнение педагога: чем в наше время различается воспитание девочек и мальчиков в семье

Изменить семейные ценности и научиться полагаться друг на друга

Мама работает вне дома + дети на СО = успех

Как улучшить атмосферу в семье с помощью листка на холодильнике?

Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы:

Как учить иностранный язык: советы итальянского профессора и других педагогов

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО