3,7K подписчиков

Что такое чип тюнинг и как он делается? Рассказываю, что такое Stage 1/2/3/4/5 и насколько чип-тюнинг вредит двигателю авто?!

7,7K прочитали

Всем добрый день, доброй ночи, где бы вы ни находились!

Тюнинг-тюнинг-тюнинг... Какой русский не любит быструю езду? Да мне кажется в 90% случаев, если вы не пенсионер, иногда, по прохладному ночному городу "раздать" на своем автомобиле желал бы каждый.

Но порой стандартной заводской мощности нам не хватает и мы идем на различные ухищрения, чтобы увеличить производительность двигателя, тем самым улучшая разгон и максимальные значения скорости авто.

И сегодня я решил поведать вам о том, как сделать себе чип-тюнинг, чем он грозит, нужен ли вообще и в чем отличия доработок Stage 1/2... и т.д. Заваривайте чай/кофе, постараюсь написать это интересно!

Мамкин стрит-рейсер с заготовкой на болид!

Возьмем за основу мой автомобиль, т.к. мне будет проще объяснить на нем. На фото изображен Mitsubishi Lancer Evolution Viii это гражданская версия раллийного автомобиля, на котором Японцы показывали куськину-мать в начале 0-х на различных смешанных трассах (Фото сделано автором)
Возьмем за основу мой автомобиль, т.к. мне будет проще объяснить на нем. На фото изображен Mitsubishi Lancer Evolution Viii это гражданская версия раллийного автомобиля, на котором Японцы показывали куськину-мать в начале 0-х на различных смешанных трассах (Фото сделано автором)
Здесь стоит хороший 2,0-ый турбовый мотор 4g63t, в честь которого и назван данный канал, заводские показатели мощности у него ~265 л.с, что уже достаточно, чтобы разгоняться до 100 км/ч за 5,5-5,6 секунд.
О его доработках я расскажу в разделе Stage 2, но, грубо говоря с таким мотором и шасси можно спокойно собирать автомобиль для кольцевых гонок, а таких автомобилей в наше время очень немного.

Но стоит отличать разницу между атмосферным и турбовым мотором, ведь уровень доработок у них совсем разный, поэтому начнем с базового тюнинга:

Stage 1 - тюнинг доступный всем!

Stage 1 представляет собой банальную "прошивку" электронного управления двигателем, чаще всего с удалением катализатора, но современные прошивки уже есть и с "обманом" лямбды, чтобы новенькая машина не слетела с гарантии, из-за удаления экологии!

Даже "Солярис" 1,6, которому просто удалили катализатор и залили прошивку на "безкат", чтобы обмануть лямбду или удалили лямбда-зонд, а затем залили прошивку - уже считается доработкой уровня Stage 1, ведь "выпускная" система у вас стала по объему больше, мотору "дышать" легче, а значит поедет он точно "бодрее" (Фото взято из Google)
Даже "Солярис" 1,6, которому просто удалили катализатор и залили прошивку на "безкат", чтобы обмануть лямбду или удалили лямбда-зонд, а затем залили прошивку - уже считается доработкой уровня Stage 1, ведь "выпускная" система у вас стала по объему больше, мотору "дышать" легче, а значит поедет он точно "бодрее" (Фото взято из Google)

Stage 1 представляет собой "типовую прошивку", то есть, она заранее написана каким-то "Васей" в гараже или какими-то крутыми мужиками в каком-нибудь тюнинг ателье, как например "Revo" - для VAG.

В случае атмо-мотора, то у нас появляется больше кислорода для сжигание смеси, а значит прошивка регулирует смесь, углы зажигания и прочее, делая их немного "злее".

С турбо-мотором, все тоже самое, просто мы еще можем позволить себе увеличить давление турбины.

Бояться таких прошивок необоснованно и глупо, т.к. если вы заливаете "софт", который уже проверен множеством автомобилей и имеет большую клиентскую базу - навредить он вашему мотору точно никак не может! Тем более сделать подобную доработку можно на каждый автомобиль! Особо мощности он вам не добавит, процентов 10 на атмосферном моторе и максимум процентов 20 на турбовом (дальше лезть без доработок либо невозможно, либо опасно для ресурса двигателя).
Хотя существует умельцы, которые прошивают турбовый мотор, просто увеличивая давление турбины и до показателей в 30-50%. Правда ездят такие моторы крайне недолго!

Stage 2 - залог успеха хорошего тюнинга и высокой отдачи мощности!

На моем автомобиле стоят доработки уровня Stage 2. Помимо прошивки, написанной специально под мой мотор, у меня стоит топливный насос повышенной мощности, "блу-офф" на выпуске, чтобы стравливать давление турбины, полностью прямоточная 76-я выхлопная труба, чтобы мотор максимально "дышал", а также более производительные топливные форсунки и усиленное сцепление в коробке, при этом под капотом все выглядит стандартно (Фото сделано автором)
На моем автомобиле стоят доработки уровня Stage 2. Помимо прошивки, написанной специально под мой мотор, у меня стоит топливный насос повышенной мощности, "блу-офф" на выпуске, чтобы стравливать давление турбины, полностью прямоточная 76-я выхлопная труба, чтобы мотор максимально "дышал", а также более производительные топливные форсунки и усиленное сцепление в коробке, при этом под капотом все выглядит стандартно (Фото сделано автором)

Stage 2 - это доработка впускной и выпускной систем автомобиля, дабы улучшить показатели смеси и надува турбины, которые позволят нам увеличить мощность. Прошивка здесь уже пишется исключительно под ваш мотор, поэтому нужно искать толковых мастеров, которые все сделают правильно!

У атмосферного мотора здесь в принципе путь заканчивается - дальше на него ставить только компрессор, чтобы увеличить мощность. В целом Stage 2 бестолковый тюнинг для атмо-мотора, кроме единичных случаев типо моторов Honda, где можно снять и 300 л.с. с 1,6-литрового мотора, вбухав в него кучу денег.
А вот у турбо-мотора все только начинается, я улучшил мощность на своем EVO с 265 л.с. до 300 л.с. И это далеко не предел, при желании, с него можно снять и все 400 л.с. на этом "конфиге", но это уже будет нестабильно, то есть, вероятность угробить двигатель - велика. Однако 300 л.с. на таком "конфиге" можно назвать вечным для данного мотора!

Что касаемо ресурса, то здесь нужно понимать изначальные возможности двигателя, если вы "прошили" свой 1,4, который выдает 122л.с. в 200+, то ждите, что рано или поздно что-то у вас отвалится. Причем необязательно мотор, у вас есть еще коробка, привода и прочее. Завод изготовитель редко закладывает ресурс в детали автомобиля выше, чем положено!

Stage 3/4/5 - когда и целого мира мало!

Здесь территория чисто турбовых моторов. Уровень доработок уровня Stage 3 влечет за собой замену турбины на более производительную, в остальном же это тот же Stage 2.

Самый популярный тюнинг Stage 3 существует для Skoda Octavia RS. Кто-то ставит турбину от Golf R, кто-то IHI IS38, не важно. Это позволяет увеличить мощность автомобиля почти в 2 раза! с 220 л.с. до 400 л.с. (Фото взято из Google)
Самый популярный тюнинг Stage 3 существует для Skoda Octavia RS. Кто-то ставит турбину от Golf R, кто-то IHI IS38, не важно. Это позволяет увеличить мощность автомобиля почти в 2 раза! с 220 л.с. до 400 л.с. (Фото взято из Google)

Stage 4/5 это уже немного выдуманные уровни доработок самими тюнерами или наоборот людьми, которые в этом ничего не понимают, тут нет четких границ, но, грубо говоря, Stage 4 это замена топливных форсунок, портинг ГБЦ, валы и т.д. А Stage 5 - уже полный переход на кованные составляющие вашего мотора - поршни, шатуны, блок и т.д.

То есть, делается все, чтобы ваш мотор не развалился от той нагрузки, которую на него оказывает турбина. Про ресурс тут говорить бессмысленно, он в любом случае теряется, самый важный вопрос: "Сколько это отъездит?" И бывает случаи, когда такие моторы ездят даже по 100 тыс.км.
Понятное дело, что не все они пройдены в "боевом режиме", но, тем не менее. Если же мы говорим про кольцевые гонки, то 20 тысяч км уже считаются большим пробегом для мотора, который собран на своих пиковых показателях.

Но, на самом деле это все условности, которые введены, чтобы хоть как-то разграничить тюнинг, чтобы проще было ориентироваться. Существуют даже готовые варианты решений Stage 3/4/5, но шить мотор все равно придется у настройщика долгое время, т.к. готовых решений не существует. Готовые решения по настройке - это только Stage 1.

Хотя, есть исключение - тот же Revo. Они продают готовые "киты" для тюнинга с готовыми прошивками под Stage 2/3, но это скучно, дорого и теряет всякий смысл - куда интереснее ковыряться в этом самому!

Спасибо вам, что дочитали до конца! Понравилась статья? - Подписывайтесь на канал, ставьте лайк - пишите комментарии! Ни гвоздя, ни жезла!