Часто очень сложно говорить правду, но делать это приходится. Не всегда поиски красоты ведут к чему-то позитивному и радостному, иногда они становятся поводом для грусти или разочарования…
Ювелир Карл Густович Фаберже (1846-1920) – феномен в истории мирового декоративного искусства, о котором с особенной гордостью и воодушевлением принято говорить именно на просторах нашей страны. Ведь этот немец с французскими корнями родился, учился и творил на территории императорской России.
Он стал одним из самых ярчайших представителей российского модерна, смог создать совершенно новые и интересные формы ювелирных украшений, популяризировать их и сделать доступными для среднего класса. А каким разнообразным ассортиментом отличалась роскошная продукция его фирмы.
Долгое время Фаберже носил звания «поставщика Двора Его Императорского Величества» и придворного ювелира. Был одним из самых желанных и востребованных ювелиров Европы, а в 1900 году даже удостоился Гран-при на самой знаменитой Всемирной выставке в Париже…
Потом была революция и печальное, почти трагическое, завершение блистательной карьеры… (Более подробно об этом можно узнать из другой статьи канала). Однако история его успеха навсегда сохранилась в памяти потомков благодаря драгоценным шедеврам его фирмы, трепетно передаваемых из поколения в поколение… К сожалению, эта память не всегда выражается должным образом…
К подобному грустному заключению, как ни странно, меня опять подтолкнул Эрмитаж. Во истину, уже пора бы отучиться от глупой привычки постоянно ожидать от этого музея соответствия уровню мировых стандартов. Но, повторюсь снова, я его очень люблю, а потому с каждой новой временной выставкой во мне снова добрым лучиком вспыхивает надежда: вот оно, наконец-то!
К чести Эрмитажа отмечу, что в последнее время он радует жителей Северной столицы и приезжих соотечественников интересными и чрезвычайно необычными выставками, как по тематике, так и по качеству представленных экспонатов. Чего стоила только одна небольшая осенняя экспозиция, посвященная мелкой пластике Арт Деко. К сожалению, Фаберже в этом отношении не повезло…
«Фаберже – ювелир Императорского двора» … с самого начала я боялась идти на эту выставку: масштабы заявленной экспозиции казались уж слишком большими даже по меркам богатейшего Эрмитажа. А ведь помимо него в экспозиции должны были быть представлены шедевры из коллекций и других музеев: музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия), Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея заповедника «Павловск», Русского национального музея (Москва), Музея христианской культуры (Санкт-Петербург).
Кроме того, в описании выставки громко заявлялось, что она не только представит на обозрение публики малоизвестные произведения знаменитой фирмы, но и постарается воссоздать историческую атмосферу той эпохи. Учитывая, что речь идет о времени блистательного модерна – это казалось мне особенно трудновыполнимым. Поэтому перед посещением выставки мне потребовалось некоторое время на то, чтобы убедить себя быть менее требовательной и взыскательной… Не получилось…
С самого первого экспоната вся выставка превратилась в некое подобие одной большой загадки, состоящей из множества маленьких загадочек. При чем не только для меня, но и для многих других посетителей – все-таки ограничительные меры работают слабо и у одной и той же витрины подчас толкуться несколько человек, многие из которых считают нужным тут же поделиться своим впечатлением…
Так, самая главная загадка или вопрос выставки звучала примерно следующим образом: «И это все?» - многие были ошарашены минимумом экспонатов, представленных на выставке с таким громким названием.
Что и неудивительно, ведь когда мы слышим фамилию Фаберже, мы в первую очередь ожидаем увидеть ювелирные украшения или изысканные элементы декора – бесполезные, но невероятно прекрасные драгоценные безделушки. Увы и ах, на выставке представлен лишь минимум: две диадемы и одна тиара двух последних императриц (Марии Федоровны и Александры Федоровны), пара браслетов и три знаменитых пасхальных яйца…
Конечно, все очень красивое, тонкое, изящное и завораживающе притягательное…могло бы быть, если бы для всего этого подобрали подходящие витрины…
Загадка №2: «Почему для выставки подобного рода в Эрмитаже не нашлось ни хорошего выставочного оборудования, ни грамотных специалистов, способных спланировать экспозицию?» Вот чем сейчас они все могут быть заняты – пандемия: нет ни толп туристов, ни лишних мероприятий, - сделай одно, но сделай его как надо: с толком, с чувством, с расстановкой. Почему хрупкие ювелирные шедевры выставлены в огромных, старых витринах по самым дальним углам, на уровне пояса посетителей, из-за чего их изучение превращается в некое подобие квеста.
А странный выбор цвета внутренней отделки витрины? Он должен был оттенять блеск украшений? Создавать ощущение зелени? Радовать? Или просто выбран на обум как самый дешевый?
Самое обидное, что если бы экспонаты разместили в других витринах, более грамотно, то и впечатление от выставки было бы другим, а так появилось ощущение, что Эрмитаж пытается выдать желаемое за действительное: расставить минимум экспонатов по громоздким витринам и тем самым создать впечатление, что их много…
А ведь экспонаты действительно стоящие и редкие: помимо собственно ювелирных украшений, на выставке также были представлены и другие произведения декора знаменитой фирмы, подчас совершенно неожиданные.
Например: маленькие сувениры в виде фигурки кенгуру из халцедона, принадлежавшей императрице Марии Федоровне, агатовой мышки – подарка великого князя Михаила Александровича балерине Матильде Кшесинской, и очаровательной улитки из агата и гелиотропа… Каждая из этих миниатюрных безделушек не только воплощает в себе безграничную творческую фантазию знаменитого ювелира, но еще и хранит в себе память о добрых и нежных чувствах, человеческой теплоте, любви…
Жалко только, что разглядеть их можно было только согнувшись или присев на корточки… маленькие и изящные фигурки явно не соответствовали размерам выставочного оборудования…
Или, еще одно приятное открытие – три стеклянных вазы. Тоже небольшие, скромные как по дизайну, так и по декору, но тем не менее, воплощающие в себе все элементы прекрасного модерна – стиля, давшего стеклянному ремеслу новое рождение, новую жизнь…
Что в них особенного? Во-первых: странно было увидеть стеклянные предметы в числе прочих шедевров ювелирной фирмы, даже с учетом страсти Фаберже к эмали. Во-вторых: при первом взгляде на них в сознании всплыло что-то неуловимо знакомое и любимое, с легкими нотками Франции – шедевры Даум, Галле, Лалика…
Все встало на свои места после прочтения описаний: две стеклянные вазы были изготовлены на лучшей стеклянной фабрике той эпохи – фабрике Эмиля Галле, основателя знаменитой школы Нанси и одного из самых выдающихся художников эпохи модерна. Лишь металлические оправы из серебра и позолоченной бронзы изготавливала фирма Фаберже.
Чего-чего, а вот произведений Галле я здесь увидеть точно не ожидала: две хрупких стеклянных вазочки, созданных представителем французской школы, стали самым сильным и радостным впечатлением от выставки, посвященной ювелиру российской империи… (это, наверное, еще одна загадка, но уже чисто субъективная)
На ряду с описанными выше было еще несколько интересных экспонатов: чернильница в виде петуха или сосуд в виде бобра и многие другие, которые также грустно и уныло ютились по разным концам огромных витрин…
Единственный экспонат, который нисколько не потерял от размеров выставочного оборудования - роскошные серебряные каминные часы, изготовленные в качестве подарка к 25-й годовщине свадьбы императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Сложная скульптурная композиция, многообразие деталей и декоративных элементов в этом художественном произведении завораживают и восхищают. И хотя мы уже понимаем, что это – плод творчества не столько самого знаменитого ювелира, сколько – большой команды мастеров, трудившихся в созданной им фирме, все равно красоты самого шедевра это осознание нисколько не умаляет…
Правда в голове снова возникает загадка-вопрос: «Почему? Почему при всей значимости для истории отечественного декоративного искусства к Фаберже в Эрмитаже отнеслись с таким пренебрежением и равнодушием? Ведь для Cartier нашлось и оборудование, и подходящее помещение? Почему к отечественном у нас всегда относятся хуже?»
Так, часть экспонатов вовсе отсутствовала из-за чего и без того не подходящие по размеру витрины выглядели особенно грустно и бестолково (умом, конечно, понимаешь, что специалистам Эрмитажа в кое-то веки представился случай изучить шедевры Фаберже из коллекций других музеев, но неужели нельзя было как-то продумать момент изъятия экспонатов на «исследования» без потери для выставки?) Многие посетители, из тех, что сознательно пришли именно на эту выставку, не скрывали своего разочарования поведением музейщиков, изумляясь тому, насколько пустыми выглядят как витрины, так и выставочный зал…
Огромный Гербовый зал оказался явно не по размеру для камерной выставки: хрупкие и изящные, невероятно красивые и притягательные шедевры знаменитой фирмы просто потерялись на просторах выставочного пространства. Каждый из них очень миниатюрный и по праву достоин был занять более презентабельную витрину, позволившую бы в деталях и подробно увидеть все творческие достижения Фаберже.
Однако, подобной чести удостоился лишь один экспонат – копия императорских регалий, созданных Карлом Фаберже для международной выставки в Париже 1900 года. Без сомнения, это очень знаковый и исключительный по значимости экспонат – именно после Парижской выставки о Фаберже стали говорит в Европе. Но разве уступают другие ему по красоте и качеству?
Конечно нет: фирма Фаберже славилась качеством своих работ, как и большим ассортиментом производимых изделий. Каждое из них, не смотря на свой размер или материалы, является не только прекрасным элементом мира роскошной, хрупкой красоты, но и достоянием давно ушедшей эпохи – осколком истории, а потому заслуживает должного уважения.
Возможно, подобное несоответствие в размерах могла бы отчасти объяснить тематика выставки, предполагающая, ни больше ни меньше, «воссоздать атмосферу эпохи конца XIX – начала XX века». Но, как я уже писала выше, это практически невыполнимая задача – уж больно яркую и многоликую эпоху выбрал для своего творчества Фаберже…
Хотя, попытаться конечно стоило, тем более Эрмитажу – у него ресурсов предостаточно, - но опять что-то где-то пошло не так… В результате «воссоздание эпохи» легло непомерно тяжким бременем на шесть костюмов, также потерявшихся в центре огромного зала….
А ведь в РХЦ Эрмитажа есть большое количество элементов декора из повседневной жизни той поры, почему было не воспользоваться этими ресурсами, не обратиться за помощью к частным музеям? Ну или в противном случае - просто подобрать для экспонатов выставки более подходящее помещение и оборудование?
Кто-то скажет, что я слишком пристрастна. Увы, я их разочарую: как показывает практика - выставки, посвященные мелкой пластики Арт Деко, Cartier , «Психея, душенька…», «Линия Рафаэля» и некоторые другие, - Эрмитаж вполне способен представить те или иные экспонаты на должном уровне и в должном качестве, с учетом всех последних достижений в выставочном деле…
Почему произошел сбой в этот раз и как так получилось, что «не повезло» самому знаменитому отечественному ювелиру эпохи прекрасного модерна? – загадка…
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺