Найти тему
Холливуд

Серьезные Коэны: Бартон Финк (рецензия на фильм)

Они самые
Они самые

Пару дней назад в поисках новых впечатлений я закончил этакий марафон из фильмов конкретного режиссера. А если быть точным, голливудской парочки близнецов (или нет?), которых, на манер сиамских близнецов, сложно отделить друг от друга и представить занятыми каждый над своим кинополотном. Речь сегодня пойдет о оскароносных братьях Коэн.

Первым делом при выскочившей из-за угла идее посмотреть ряд работ вышеуказанной диады, меня, как ни странно, посетили слегка поблекшие от времени воспоминания из детства, когда по российским телеканалам нет-нет да проскакивали их фильмы. Конечно, разум ребенка вряд ли мог копнуть глубже визуальной и аудио информации, в избытке лившейся с голубого экрана, отчего события объяснялись максимально просто: а-ля «человек плачет – человеку больно; человек бежит – человеку страшно» etc . Сейчас же, много лет и много фильмов спустя, осознавая тот факт, что человеческая мысль с вложенным в нее творческой личностью смыслом может давить не хуже механического пресса… В общем, возмужав и поднабравшись жизненного опыта, я решил пересмотреть старинки, да и новинки, коих Коэны напечатали здоровую стопку за последние несколько лет. Дело оставалось за малым: выбрать фильмы из числа коэнских путем просмотра описаний и роликов, и голосования комиссии (из двух человек, посему без прений не обошлось), затем нужно запастись попкорном (хорошего не было, поэтому купили «отменный» с солью и подсластителем (производитель – не надо так больше)) и непосредственно приступить к просмотру.

Попкорн "отменный"
Попкорн "отменный"

И так, после того как большая посудина попкорна пошла на корм пластиковому ведру под раковиной, был составлен синемалист, который выглядел так:

· «Бартон Финк» (1993)

· «Большой Лебовски» (1998) – куда же без Дюди!

· «О, где же ты, брат?» (2000)

· «Человек, которого не было» (2001)

· «Старикам тут не место» (2007)

· «После прочтения сжечь» (2008)

· «Серьезный человек» (2009)

· «Железная хватка» (2010)

· «Да здравствует Цезарь!» (2016)

· «Баллада Бастера Скраггса» (2018)

Конечно, были фильмы постарше, ибо режиссерская карьера братьев началась в далеком 83-ем году, но комиссия утвердила список, а каждый из двух ее заседателей по отдельности подчинился:)

Потом оказалось, что попкорн не нужен был. Рот был постоянно открыт, жевать было нечем.
Потом оказалось, что попкорн не нужен был. Рот был постоянно открыт, жевать было нечем.

Потолочная лампа погашена, теперь вместо нее единственным источником света будет большой экран у стены. И так, дамы и господа, разрешите представить, мистер «Бартон Финк»! Талантливый сценарист, утонченная натура, его новая постановка срывает бурные овации на лучших театральных площадках Нью-Йорка образца начала сороковых годов. Газеты кричат о беспрецедентном успехе молодого писателя – признание обеспечено. Но! Финк, кажется, равнодушен или даже разочарован шумихой, вызванной его триумфом. Его душит уныние, ведь его мечта – новый театр для простого люда, сюжеты которого не сыщут славы у нью-йоркского бомонда, а будут бередить струны души человека из трущоб, каждый день торопящегося поутру к своим галерам на заводы и лавки.

Финк в ожидании реакции нью-йоркской "золотой" публики на его постановку
Финк в ожидании реакции нью-йоркской "золотой" публики на его постановку

Однако, душевные стенания протагониста прерывает, свалившееся как снег на голову, предложение от воротилы стремительно развивающегося рынка – кино. Там набирает обороты новинка - звуковые картины и киногигантам, вроде Кэпитол пикчерз (киностудии, кочующей из одного коэновского проекта в другой), нужна подпорка в виде талантливых писак, на плечи которых нынче свалилась ответственность не только за описание мест и событий, но и реплики давеча немых киногероев. Бартон, поначалу противясь новой перспективе, все же соглашается и ступает на кривую дорожку, которая ведет его в, залитый теплым калифорнийским солнцем днем и озаряемый сиянием кинозвезд разного калибра по ночам, славный град Лос-Анджелес. Там он селится в пространном месте – видавшим лучшие времена захудалом отеле. Пошарпанные стены, затертая мебель и персонал, как нельзя лучше приспособленный к обстановке не только потрепанной униформой, но и повадками. Бесконечные коридоры с затейливыми бордовыми обоями и крошечные номера с годовалым слоем пыли сразу настораживают зрителя и создают «нехорошее предчувствие». Будто отель – декорация из фильма ужасов. Брррр!

Отель "Эрл". Стивен Кинг потирает ручки
Отель "Эрл". Стивен Кинг потирает ручки

Но вот писатель выходит на свет божий и на сердце становиться легче. Теперь он на приеме у своего нового босса Джека Липника. Липник – шаблон или даже карикатура на заправителя кинопроизводства тех лет: взбалмошный, тут же уступчивый, требовательный, самовлюбленный, жадный, а также носитель других полезных качеств человека делового:)

Липник ищет индивидуальный подход к "золотой жиле" - Бартону Финку
Липник ищет индивидуальный подход к "золотой жиле" - Бартону Финку

Вообще, коэнщина отличается своими колоритными и мало уравновешенными персонажами, от чего эти фильмы сложно спутать с другими.

Так вот, мистер Липник, поблескивая своими круглыми окулярами и новеньким дорогим костюмом, сообщает, что дает прославленному автору полную свободу действий в творческом процессе и единственный пункт в «техническом задании» от киностудии – сюжет, что поведает широкому зрителю историю о борьбе. Да нет, не о борьбе за жизнь человека, с прострелянной на поле боя ногой; не о борьбе старика-рыболова со стихией; не о борьбе фермера из Оклахомы за урожай кукурузы. Все гораздо прозаичнее – речь о пресловутом реслинге. Финк хватается за голову, ведь он до сих пор и близко не касался таких приземленных тем, однако, все твердо верят в его талант и ожидают от сценариста продукт в ближайшие месяцы, ведь время – деньги, а кинопроизводство в стране грез не останавливается ни на секунду.

Бартон, воротившись в свои «хоромы», приходит в ужас, когда понимает, что не может выдавить из себя и строчки. Сюда же для приготовления коктейля под названием «Нервный срыв» добавляются такие ингредиенты, как: назойливый комар (которого, за отсутствием болот, не должно быть в калифорнии); стремящиеся оголить стенку обои; шумная парочка по соседству с одной стороны и беспокойный сосед с другой. Покинутый музой, писатель предпринимает попытку решить проблему хотя бы с одним из возмутителей спокойствия, а именно с соседом, чей громкий смех мешает сосредоточиться Финку. Он обращается к чудаковатому портье Чету (Стив Бушеми:))

Портье Чет в перерывах между чисткой туфель постояльцев
Портье Чет в перерывах между чисткой туфель постояльцев

Тот уведомляет шумного постояльца о беспокойстве, которое он доставляет номеру по соседству. За стеной слышны признаки недовольства, грузные шаги, а теперь и тяжелый стук в дверь. Таким образом, Бартон знакомиться и привлекает нежелательное внимание своего соседа Чарльза Медоуса (Джон Гудмэн!), который на поверку оказывается не таким уж страшным верзилой, каким выглядел по началу в дверном проеме. Он быстро находит общий язык с Финком. Еще бы, ведь Чарли страховой коммивояжер, а язык его рабочая мозолистая длань. Ну не будем заострять внимание на таких проходных персонажах, как Чарли. Шутка! Настораживаемся и следим за простаком Сай… этим, Чарли!

Чарли! Свой в доску парень хе хе хе
Чарли! Свой в доску парень хе хе хе

На следующий день (или может быть, через несколько дней. Время в этом фильме – вещь, которая постоянно норовит ускользнуть от зрителя) Финк, отчаявшись выдать хоть пару строк, идет к продюсеру, которого Липник назначил на производство обозначенного фильма, таким образом, пристегнув оного к сценаристу невидимой цепью, чему, конечно же, вышеупомянутый продюсер не рад. Он советует Бартону обратиться к племени сценаристов, которых здесь в большом количестве. Благодаря случайному стечению обстоятельств, Финк натыкается на Уильяма Мэйхью успешного писателя-алкоголика на службе его величества Джека Липника.

Уилл "Бурбон" Мейхью и Одри, его секретарь-подруга
Уилл "Бурбон" Мейхью и Одри, его секретарь-подруга

Мэйхью пользуется авторитетом у новичка в киноиндустрии Бартона. Старый писака соглашается помочь своему почитателю, однако все оказывается не так просто из-за приступов белой горячки после попоек Мэйхью. Помощь приходит неожиданно от секретаря, а по совместительству, гражданской жены Уильяма – Одри. Последняя, как оказалось, давно занимается правками и дополнениями книг Мэйхью. И здесь… Здесь я остановлю пересказ сюжета фильма и оставлю вам возможность, познакомиться (если у вас не было такой возможности ранее) с этим фильмом. Ведь дальше вас ждут… эм, разгадки (читать с хитрецою в голосе:)).

Вернемся к анализу. Данная работа – превосходный образец ранних Коэнов, которые на момент создания «Бартона Финка» еще были в поисках своей самобытной идеи. В нем прослеживается формирование индивидуального режиссерского стиля. Это полотно из разряда фильмов, которые оставляют зрителя с глазами по двадцать пять американских центов, когда тот, настроившись на драму, обнаруживает себя в комедии, а под конец осознает, что смотрит триллер под юмористическим флером!Кроме всего прочего, изобилие персонажей, которые и не пытаются скрыть своего нрава. Лизоблюды, хитрецы, наглецы, пройдохи, пьяницы, таланты, а так же различные их комбинации, своей нарочитостью и вычурностью характеров и пороков создают вакханалию, пройдя через которую, главный герой вряд ли останется прежним и будет стоять на ногах так же уверенно, как и после начальных титров. Что же до протагониста, то ему приходилось то сопереживать, то боятся вместе с ним, то недоумевать. Главный герой здесь вместе со зрителем пытается найти зерно логики в происходящем шабаше, но, потеряв опору, сам пускается в пляс. И после всего, наблюдая за белыми буквицами каста актеров, ты ощущаешь себя голым по среди улицы в мороз и не знаешь, куда бежать. А всю потому, что некоторые фильмы из ряда коэновских очередным сюжетным поворотом под конец хватают здоровенным обухом по голове, но не дают ответов. Точнее дают, но не все так прозаично:)

Зритель в последней четверти "Бартона Финка"
Зритель в последней четверти "Бартона Финка"

Резюме: Смотрите, вы, о любители фильмов, рвущих шаблоны повествования в кинематографе! И вы, желающие открыть для себя мир Коэнов, где люди творят большие глупости с серьезным лицом и наоборот! Ну и конечно же, почитатели таланта старика Джона Гудмэна, добро пожаловать на просмотр.

О других произведениях из моего списка от мастеровитой парочки я расскажу вам в следующих статьях, разбавляя работами других именитых и не очень режиссеров. До встречи, дорогой читатель!

#братья коэн #голливудские звезды #кино #знаменитости