Прощайте, и прощены будете. (Лк. 6: 37).
Памятозлобие – это страсть, которая доставляет много неприятностей человеку. Такой человек мучается от навязчивых мыслей, внутренней злобы, раздражения, желания отомстить обидчику, тем самым мучая себя и принося своей душе большой вред. Часто такие мысли не дают ему спать по ночам, лишают душевного мира. «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила!» (Мих. 2: 1). Поэтому очень важно заканчивать день и не держать ни на кого зла, не иметь обиды не на кого, прощать всем в вечерней молитве, если кто обидел. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем и не давайте места диаволу (Еф.4: 26-27).
Месть свойствена ветхому человеку, а христианину Господом дана другая заповедь: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.» (Мф. 5: 38-39). Христос для того и пришёл, чтобы мы совлеклись ветхого человека со всеми делами его, в том числе местью и памятозлобием. «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос.» (Кол. 3: 8-11). Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. (Рим. 12: 17). Если ветхий закон говорит только о делах, «не прелюбодействуй», «не убий», то христианство возводит нас на более высокий уровень, чтобы сделать нас подобными Отцу и вернуть в Царство Небесное, откуда были изгнаны Адам и Ева, поэтому Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.» (Мф. 5: 27-28). «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 43-45). Таким образом христианство учит не только не мстить ближним делом, но и не держать и в мыслях зла на обидчика.
Очень важно от всего сердца простить ближним любую обиду, потому что без этого Господь не примет нашей молитвы. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5: 21-24). А избавиться от памятозлобия помогает воспоминание собственных грехов, память смертная и воспоминания о будущем Страшном Суде. Ведь без прощения ближних, мы не сможем получить положительный ответ на Суде и войти в Царствие Небесное. А если простим долги ближним, то и Господь наши грехи простит по Его Слову: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6: 14-15). Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. (Мф. 5: 25).
«Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в душе страха Божия и памяти о дне кончины. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата.» Преподобный Ефрем Сирин.
«Как тот, кто злопамятствует против ближнего, не допускает, чтобы он сам был освобожден от наказания за собственные грехи, так чистый от гнева скоро будет чист от своих грехов». Святитель Василий Великий.
Мы получаем прощение наших грехов через Господа Иисуса Христа. Но при этом Он призывает нас, чтобы мы также прощали долги ближних. «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.» (Кол. 3: 12-15). Вот ещё притча о прощении, которая показывает нам, как важно прощать обиды, нанесенные нам людьми, если мы хотим спасти свою душу. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (Мф. 18: 23-35).
В вечерних молитвах мы просим у Господа о прощении наших грехов вольных и невольных, и тогда же нам надо прощать всем, кто нас обидел. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мк. 11: 25-26). В молитве просим Отца Небесного: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;» (Мф. 6: 12). Если же появляются такие мысли, то нужно стараться прогонять их молитвой и воспоминанием Страшного Суда, устремлять свои мысли к Богу, вспоминать о Царстве Небесном, уготованном святым и о преисподней, уготованной злым. Господь призывает нас бодрствовать и хранить сердце в непорочности перед Богом, чтобы сохранить мир душевный и получить от Бога прощение грехам и помилования. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). Нужно возненавидеть грех, и прогонять от себя эти мысли с гневом. «Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.» (Псалом 100: 2-4). Если мы просим помилования у Господа, то и мы должны быть милостивы к людям и прощать их. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). А простить обидчику, это и есть проявление милости.
Как известно, каждый будет судим за свои дела, и поэтому нужно предоставить обидчика Суду Божию, и думать о своей душе, чтобы сохранить её от греха. Господь же видит все наши дела и сердца, и суд Его праведен. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12: 19-21). Всегда нужно помнить какая Слава ждёт праведников, грешников же ждёт Суд. «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия.» (Псалом 149: 4-9). Не стоит лишаться вечной жизни и славы из-за обиды на кого-то, ведь Господь сказал нам прощать. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.» (Ин. 14: 21). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1-Кор. 2: 9). Вот ради этого обетования Божия, давайте будем прощать всем.
Того́ ра́ди в се́й нарече́нный и святы́й де́нь, я́ко бра́тия дру́г дру́га объи́мем, ненави́дящим на́с прости́м вся́ воскресе́нием. Слова из Акафиста Воскресению Христову.