Найти тему

Классификации профессий

В социологических исследованиях, проводимых методом массовых оп­росов, особой проблемой является классификация профессий с учетом их большого разнообразия. В тоже время, осуществление такой классификации является одним из способов социологического представления пространства профессий на рынке труда.

В прикладных социологических исследованиях, посвященных пробле­мам рынка труда, занятости, профессиональному определению и трудовой мобиль­ности, особое значение приобретает обработка вопросов, содержащих сведения о владеемых, предпочитаемых, приемлемых профессиях, а также о сферах деятельности, где работает респондент, где имеются рабочие места…

В наших исследованиях мы поэтапно разрабатывали и исполь­зовали несколько методов. На начальных этапах применялся простой способ груп­пировки профессий. Например, при обработке данных, полученных на весен­ней Яр­марке 1997 года, вопрос «Какими профессиями владеете?» был закрыт сле­дующим образом: «1. Рабочие: техника, 2. Рабочие: квалифицированные, 3. Ра­бочие: неквалифицированные, 4. Гуманитарии, 5. Инженеры, техники, 6. Ры­ночные отношения, 7. Военнослужащие, МВД, 8. Обслуживающий персо­нал». Как видно, это была не идеальная классификация, так как, в частности, шестой пункт выбивается из нее. В исследовании сельских безработных в 1996 году были использованы два способа: а) «Какими профессиями Вы вла­деете? От­веты: 1. Промышленность. 2. Художественная сфера, народ­ные промыслы. 3. Бизнес. 4. Сельское, лесное, лесопарковое, водное. 5. Строительное. 6. Воспитательное, образование. 7. Торговля, общепит, пи­щевая. 8 Здравоохранение, соцобеспечение. 9. Транспорт. 10. Бух-экон, канце­ляр. деятельность. 11. Быт. обслуживание, жилищно-коммунальное хо­зяйство»; б) «К какой сфере относятся в большей степени Ваши проф. на­выки?» Ответы: 1. С/х (крестьянский труд). 2. Промышленность (рабочая специальность). 3. Служащий (делопроизводство). 4. Интеллектуальные (ИТР, специалист). 5. Сфера обслуживания. 6. Другое». То есть в случае (а) профессии были классифицированы по сферами деятельности, а в случае (б) – синтетической оригинальной ти­пологией, где использовались и критерии крестьянского труда, рабочего, слу­жащего, специалиста и представителя сферы услуг. Данный подход имел недос­татки, которые приводили к неодно­значной классификации профессий.

Для упорядоченного представления профессий в социологических ис­следованиях можно воспользоваться классификатором профессий Дж. Хол­ланда. Классификация включала шестизначную систему, состоящую из реаль­ных профессий, исследовательских профессий, профессий в сфере ис­кусства, социальных, предпринимательских и традиционных профессий. Ка­ждый эле­мент системы обозначался определенным буквенным кодом (F, I, A, S, E, C). Реальные профессии /R/ включают профессии квалифицированных рабочих, а также профессии в сфере техники и обслуживания. Исследова­тельские /I/ включают профессии в сфере науки и частично техники. Профес­сии в сфере искусства /A/ включают художественные, музыкальные и лите­ратурные про­фессии. Социальные профессии /S/ включают профессии в сфере образования и социального обеспечения. Предпринимательские /E/ включают профессии, свя­занные с управлением и торговлей. В традицион­ные /C/ входят канцелярские и конторские профессии. Коды из трех букв обеспечивают описание профессии. Так, например, код ESC для управляю­щего торговлей означает, что он имеет больше общего с работающим в об­ласти предпринимательства, немного меньше – с теми, кто работает в соци­альной сфере, и еще меньше – в сфере тра­диционных профессий. Таким об­разом, коды дают краткую информацию о данной профессии, указывая на степень сходства с тремя профессиональными группами. Имеются некоторые сочетания буквенных кодов, встречающиеся редко или совсем не встречаю­щиеся. В этом случае можно использовать код из двух, а не из трех букв, и с помощью него изучать природу профессий. Пример такого классифицирова­ния показан в сноске. В представленных выше авторских исследованиях были осуществлены попытки использовать эту идею, переведя буквы в цифры, но адаптация и приписывание кодов профессий были неоднозначно верифицируемы и субъективны. Поэтому от использования этого классифи­катора было решено отказаться, но на воору­жение была взята идея иерархи­ческого выделения основного и дополнитель­ного вида деятельности в про­фессии.

Осознавая неудовлетворительность такой ситуации, исследовательский коллектив попытался создавать оригинальные классификаторы профессий рабо­чих и должностей служащих. Основной идеей на­стоящего классифика­тора профессий является применение для обозначения той или иной профес­сии определенного типа взаимодействия с окружающей сре­дой, возникаю­щих у людей в процессе производственной деятельности: чело­век–предмет (код 1), человек–техника (код 2), человек–знак (код 3), человек–человек (код 4). Кроме этого, для уточнения и детализации профиля специально­сти пред­полагалось, что существует еще один частный, сущест­вующий во вторую очередь, тип взаимодействия. Внутри каждого из указанных типов взаимо­действий существует разделение по определенным видам дея­тельности.

Приведем пример. Выберем профессию электрика. Мы отрефлексиро­вали последовательность типов взаимодействий профессии: предмет – тех­ника, т.е. электрик взаимодействует, выполняя свои профессиональные обя­занности, в первую очередь, с предметами, а именно с металлами (т.е. с раз­личного рода проводами, припоями и т.п.), а во вторую очередь электрик взаимодействует с многими видами техники (это может быть паяльник, вольтметр, осциллограф и т.п.). Согласно вышеизложенному, профессия электрика будет иметь код 1227. В классификаторе профессий, кроме рас­смотренных выше четырех значащих цифр, есть еще две – одна, стоящая до этих четырех, обозначает наименование определенного вида профессии по градациям: 1 – рабочий, 2 – служащий, 3 – ИТР, 4 – руководитель; другая цифра, стоящая в последней позиции, обозна­чает степень творческого начала при различных видах деятельности: 1 – не творческая, 2 – с элементами твор­чества, 3 – высокотворческая работа.

Таким образом, каждой профессии в данном классификаторе соответст­вует число, состоящее из 6 цифр, которое по смыслу может быть разделено на 4 блока: первый блок, состоящий из одной цифры, показывает грубое деление профессий; второй блок, состоящий из двух цифр, обозна­чает основные типы взаимодействия человека (предмет, техника, знак, чело­век), третий блок, со­стоящий также из двух цифр, обозначает вторичный тип взаимодействия внутри основных взаимодействия (числа от одного до девяти), последний, чет­вертый блок, состоящий из одной цифры, показывает степень творческого на­полнения для профессий, поэтому электрик будет классифицирован как 112271. Вышеописанный классификатор профессий позволяет, в отличие от общерос­сийского классификатора, проводить сорти­ровку профессий по разным основа­ниям, что очень удобно при обработке со­циологических данных, а также до­бавлять и кодировать новые профессии в соответствии с описанными выше процедурами. Была осуществлена коди­ровка профессий, полученных в социо­логических исследованиях, и прове­дена компьютерная обработка информации на ее основе. Авторский коллек­тив предполагал, что настоящий классификатор и его модифицированные версии могли быть полезны для представителей различных отделений служб занятости и научно-методических подразделений учебно-кур­совой сети ФСЗ. Однако использование данного классификатора, содержащего числа из шести значащих цифр, было затруднено проблемами цифрового клас­сифицирова­ния профессий (некоторые из них однозначно не идентифицирова­лись и сов­падали с другими, а также однозначного приписывания индекса). При даль­нейшей разработке классификатора профессий был использован классифика­тор профессий Юнеско, который был адаптирован для проведения социоло­гиче­ских исследований в сфере труда и занятости. Кратко остановимся на его осо­бенностях.

Данный классификатор профессий имеет официальное название «Меж­дународный стандартный классификатор занятий Юнеско 1988 года» (со­кращенно МСКЗ-88). Он представляет собой сис­тему классификации и обоб­щения информации по занятости, полученной из данных по переписи населе­ния и других статистических сборников, а также из административных мате­риалов. МСКЗ-88 является результатом перера­ботки издания 1968 года, обу­словленным рекомендациями и решениями ХШ и Х1У Международных конфе­ренций статистиков по труду в Женеве 1982 и 1987 годов. Х1У конференция рекомендовала выпуск МСКЗ-88, чтобы каж­дая страна имела возможность пе­рейти в систему МСКЗ-88. Основной целью МСКЗ была не заменить сущест­вующие национальные классификаторы, по­скольку они должны отражать пол­ностью структуру местного рынка труда, а создать предпосылки для обеспече­ния международного сравнения своих ста­тистических данных. Его разработчи­ками считалось, что можно дорабаты­вать и адаптировать международный клас­сификатор к местным условиям.

Структура МСКЗ-88 основана на двух идеях – видах деятельности (или профессии) и квалификации. Профессия /Job/ – группа задач и обязанностей, выполняемых одним лицом, – статистическая единица по МСКЗ-88. Группа профессий с высокой степенью сходности основных задач и обязанностей представляет собой род занятий /occupation/. Лица квалифицируются по роду занятий, по своему отношению к прошлой, настоящей или будущей профес­сии. Квалификация /skill/ – возможность выполнять задачи и обязанности данной профессии. Она имеет по МСКЗ-88 два следующих измерения: а) Уровень ква­лификации – функции сложности и диапазона задач; б) Специа­лизация квали­фикации обусловлена областью знаний, используемыми инст­рументами и обо­рудованием, материалами и видом производимых товаров и услуг.

С учетом международного характера классификации определены лишь четыре широких уровня квалификации. Это заданные рабочие определения с помощью терминов образовательных категорий и уровней в Международном Классификаторе Образования /ISKED/ СОМ /ST/ ISCED (Париж, ЮНЕСКО, 1976). Использование категорий МСКО для определения четырех уровней ква­лификации не означает, что необходимая для выполнения задач и обязан­ностей данной профессии квалификация может быть получена только путем формаль­ного обучения. Она часто достигается путем неформальных трени­ровок и опы­том. Следует также подчеркнуть, что МСКЗ-88 фокусируется на квалификации, необходимой для выполнения задач и обязанностей профес­сии, а не на том, имеет ли один рабочий данного рода занятий большую или меньшую квалифи­кацию, чем другой рабочий этого же рода. В МСКЗ-88 ис­пользуются четыре уровня квалификации, полученные формальным обуче­нием или тренировкой:

1. Первый уровень МСКЗ, соответствующий категории 1 МСКО, пред­ставляет начальное образование, обычно начинающееся в возрасте 5–7 лет и длящееся 5 лет.

2. Второй уровень МСКЗ, соответствующий категории 2 и 3 МСКО, представляет первую и вторую ступени среднего образования и начинается: 1 – в возрасте 11–12 лет и длится 3 года, и 2 – в возрасте 14–15 лет – в течение 3 лет. Возможный период профессионального обучения и накопления опыта ино­гда формируется в профессиональных школах. Этот период может пред­став­лять формальную тренировку, частично или иногда полностью заменять ее.

3. Третий уровень МСКЗ соответствует категории 5 МСКО (категория 5 оставлена там без содержания), представляет образование, начинающееся в 17–18 лет и длящееся 4 года, неэквивалентное первой степени университет­ского образования.

4. Четвертый уровень МСКЗ соответствует категориям 6 и 7 МСКО и представляет образование, начинающееся также в 17–18 лет и длящееся 3, 4 и более лет и дающее университетскую степень или эквивалент;

Подход МСКЗ привел к созданию пирамиды с иерархической структу­рой, состоящей из 10 основных групп на верхнем уровне, делящихся на 28 под­групп, 116 малых групп и 390 единичных групп.

Из 10 приписаны к какой-либо из 4-х категорий квалификации. Уровень квалификации не выделялся для групп 1 и 10, поскольку для различных родов занятий, входящих в каждую из этих групп, невозможно определить уровень из 4-х категорий МСКЗ-88. Даль­нейшее деле­ние на подгруппы МСКЗ проводилось на базе квалификацион­ной специализа­ции, определяемой областью требуемых знаний, инструмен­тов и оборудования, материалов и вида товаров и услуг. Для каждой из групп четырех уровней де­ления по МСКЗ-88 существует номер кода, заголовок и краткое описание со­держания. В случае единичных групп дано краткое опи­сание основных задач занятий, входящих в них, и некоторые соответствую­щие заголовки занятий приведены как примеры. Кратко проинтерпретируем содержание основных групп МСКЗ-88.

1.Законодатели, высшие политические деятели и управляющие: в группу входят занятия по выработке правительственной политики, законов, публичных предписаний и их выполнения, представления правительств и действия от их имени или планирования, направления и координирования политики и деятель­ности предприятий и организаций или департаментов. Уровень квалификации этой группы не дан. Она делится на группы в зависи­мости от областей деятель­ности и типов организаций и предприятий.

2. Специалисты: В группу входят занятия, требующие высокого уровня профессиональных знаний в области точных, социальных или гуманитарных наук. Основными задачами являются увеличение существующего фонда зна­ний, применение научных и художественных концепций к решению проблем и обучение вышеупомянутому в систематической манере. В основном тре­бует 4-го уровня квалификации.

3. Технические работники и младшие специалисты. Сюда входят про­фес­сии, требующие технических знаний и опыта в одной или более области точ­ных, общественных, социальных или гуманитарных наук. Основная за­дача со­стоит в проведении технической работы, связанной с применением концепций и рабочих методов в отмеченных выше областях и обучение на определенном уровне образовательной системы. В основном требуется 3-й уровень квалифи­кации.

4. Клерки. В группу входят профессии, требующие знаний и опыта, не­об­ходимых для организации, хранения, расчета и поиска информации. Основ­ными задачами являются исполнение функций секретаря, работа с процессо­рами и другой офисной техникой, запись и обсчет цифровых данных и выпол­нение обязанностей клерка, ориентированных на потребителя, пре­имущест­венно связанных с почтовыми и денежными операциями и назначе­ниями. В ос­новном требуется 2-й уровень квалификации.

5. Обслуживающий персонал, работники магазинов и рынков. Входят профессии, требующие знаний и опыта, необходимых для выполнения част­ных и защитных услуг и продажи товаров в магазинах и на рынках. Основ­ные за­дачи состоят из предоставления услуг в области путешествий, домо­водства, развлечений, персональной опеки, защиты лиц и имущества, выпол­нения зако­нов и порядка, или продажи товаров в магазинах и на рынках. В основном тре­буется 2-й уровень квалификации.

6. Квалифицированные работники сельского и рыбного хозяйства. Группа включает профессии, требующие знаний и опыта, необходимых для производ­ства продуктов сельской, лесной и рыбной промышленности. Ос­новные задачи состоят из выращивания сельхозпродуктов, разведения или отстрела животных, лова или разведения рыбы, защиты и эксплуатации лесов и, особенно для сель­ского и рыбного хозяйства, ориентированного на рынок, продажу продуктов потребителям, торговым организациям или на рынках. В основном требуется 2-й уровень квалификации.

7. Ремесленники и аналогичные рабочие. Состоит из профессий, тре­бую­щих знаний и опыта, необходимых для выполнения квалифицированных ре­месленных работ или ручных работ, при которых среди прочего требуется по­нимание материалов и инструмента, а также всех стадий процесса изготов­ле­ния, включая характеристики и предназначение конечного продукта. Ос­новные задачи – извлечение сырья, строительство домов и зданий и изготов­ление раз­личных изделий и продуктов ремесла. В основном требуется 2-й уровень ква­лификации.

8. Промышленные рабочие, станочники и сварщики. Сюда входят про­фессии, требующие знаний и опыта, необходимых для работы и управления крупными, часто высокоавтоматизированными промышленными станками и оборудованием. Задачи состоят из работы и управления шахтными, обрабаты­вающими и производственными станками и оборудованием, управ­ления транс­портными средствами и подвижными механизмами, сборки изде­лий из узлов. В основном требуется 2-й уровень квалификации.

9. Элементарные занятия. Входят профессии, требующие знаний и опыта, необходимых для выполнения наиболее простых и рутинных заданий, включая использование ручного инструмента и в некоторых случаях значи­тельных фи­зических усилий, и за редкими исключениями – лишь ограничен­ной инициа­тивы или суждений персонала. Основные задачи состоят из тор­говли на улицах, работы у ворот, наблюдения за имуществом, а также чистка, стирка и работа чернорабочими в горной и обрабатывающей промышленно­сти, на стройках, в сельском и рыбном хозяйстве. Преимущественно требу­ется 1-й уровень квали­фикации.

10. Вооруженные силы. В состав вооруженных сил входит персонал, ра­ботающий на данный момент в воинских подразделениях и частях, вклю­чая вспомогательные службы как на добровольной, так и на обязательной ос­нове, и те, кто не может устроиться на гражданскую работу. Сюда входит по­стоянный состав сухопутных, морских и воздушных сил и других военных служб, а также новобранцы, проходящие подготовку. Исключаются лица, за­нятые гражданской обороной в правительственных учреждениях, полиция /кроме армейской/, та­моженники, состав пограничных и других военизиро­ванных гражданских служб, лица, временно отвлеченные от гражданской ра­боты на короткий пе­риод на военную подготовку или переподготовку в соот­ветствии с националь­ными требованиями, и резервисты, не находящиеся в данный момент на службе.

В разных странах мира существуют особенности, связанные с уровнем образовательных требований. Наиболее различны критерии в области педаго­гики, здравоохранения и социальных служб. В некоторых странах для работы в этих областях требуется университетское образование, а в других – доста­точен документ о более низком образовании. Для согласования этих разли­чий в МСКЗ-88 были созданы параллельные группы занятий – 2 и 3, соответ­ственно – "специалисты" и "технические работники и младшие специали­сты". Это озна­чает, что в национальных классификациях МСКЗ можно оце­нить эти профес­сии либо по группе 2, либо по группе 3.

Размер учреждений влияет на совмещение в рамках одной профессии не­скольких функций. В малых социальных организациях функции часто со­вме­щаются, а в крупных – специализируются. Классификации занятий опре­деляют роды и группы занятий по отношению к наиболее общим комбина­циям задач и обязанностей, поэтому возникают проблемы, когда для некото­рых родов заня­тий спектр задач и обязанностей не соответствует указанным в классификаторе. В таких случаях МСКЗ-88 предлагает правила интерпре­тации классификации занятий.

Существует проблема перевода, соотнесения системы МСКЗ-88 и На­цио­нальной классификацией занятий (НКЗ). Которая осуществляется через исполь­зование статистических и экспертных обследований, при этом приме­няется правило численного преобладания (если не менее 80 процентов про­фессий из группы НКЗ принадлежат к конкретной группе МСКЗ-88, тогда вся группа НКЗ должна войти в эту группу), правило уровня квалификации (cсовокупность занятий групп из НКЗ должна быть проанализирована на базе уровня квалификации МСКЗ-88. Картирование в группу МСКЗ должно про­водиться на базе наиболее квалифицированных родов занятий), производст­венное правило (производст­венные занятия имеют приоритет над торговыми и управленческими).

В результате обращения к классификатору МСКЗ-88, исследователь­ская группа социологов под руководством автора провела его адаптацию к задачам проводимых исследований пространства рынка труда в динамике социальных процессов. В Приложении 1 содержится список, состоящий из малых групп (где были определены три из четырех цифр классификатора).

В различных эмпирических исследованиях проводились методические эксперименты по использованию данного классификатора. На Ярмарке, со­стоявшейся в октябре 1997 года, вопросы о профессиях были закрыты только основными де­сятью группами: «1. Закон-ли, высш.деят, управляющие. 2. Специалисты. 3. Технич. раб-ки, мл.специалисты. 4. Клерки, чиновники. 5. Сф.услуг, сервис, торговля. 6.С/х и рыбное хоз-во. 7. Ремесленные работ­ники. 8. Завод. раб-е, станочники. 9. Элементарные занятия. 10. Воен­ные,МВД». А в исследовании социальных групп напряженности на рынке труда в 1998 году и работодателей в 2000 году был применен модифициро­ванный (фактически расширенный спи­сок МСКЗ-88): «1. Высш. офиц. дея­тели. 2. Управляющие, директора. 3. Спец: естественные, инженеры. 4. Спец: обучение, здравоохранение. 5. Спец: творче­ские, гуманитарные. 6. Спец: фи­нансы и торговля. 7. Мл. спец: естеств, инже­неры. 8. Мл. спец: обучение, здравоохран. 9. Мл. спец: творческие, гуманитар­ные. 10. Мл. специал: фи­нансы и торговля. 11. Офисные работники, клерки. 12. Обслуж. перс: быто­вые, соцзащита. 13. Обслуж. перс: продавцы, демонстра­торы. 14. Квалиф. ра­бочие: с/х, рыб. хоз. 15. Квалиф. рабочие: пром. и др. 16. Элементарные заня­тия. 17.Вооруженные силы, МВД». В этом случае важно разнести специали­стов и младших специалистов по отдельным сферам занято­сти. Заметим, что в обоих случаях мы в 10 или 17 группу внесли представите­лей «МВД», тогда, как в МСКЗ они находятся в группе в группе 3.

Использование адаптированного классификатора МСКЗ-88 дало поло­житель­ный эффект, но все же позволило идентифицировать профессии только до групп, а не до каждой конкретной профессии.

Таким образом, осуществление классификации профессий для решения чисто методических задач, позволило одновременно выйти и на решение бо­лее широкой задачи, связанной с социологическим представлением (описа­нием) пространства профессий на рынке труда в количественно-качествен­ной форме (в форме более полного перечня и группировки). Но решение этой задачи сделало актуальным решение проблемы следующего уровня – осуще­ствление более глубокого анализа пространства профессий через их внут­ренние качественные характеристики, которые, возможно, при использова­нии качественных методов анализа профессий на рынке труда.