Спойлеров не будет, читай спокойно!
Давно не видел настолько неоднозначных фильмов. Чтобы вы понимали, здесь нет, пожалуй, ни одного положительного персонажа. Главная героиня по имени Марла (Розамунд Пайк) – такая сволочь, что её начинаешь ненавидеть с первой секунды. А всё потому, что она не просто аферистка, а женщина, обманывающая стариков, которым за 60. Марла находит бабушек и дедушек, у которых есть подозрения на старческие болезни, подкупает знакомую докторшу, и та подписывает документ, на основании которого их нужно срочно помещать под опеку – чтобы себе не навредили. Под опеку Марлы, разумеется. Которая, пользуясь тем, что её подопечные теперь в доме престарелых, тупо грабит их и продаёт всё имущество.
С кого-то больше денег, с кого-то не так уж и много. Но бизнес потихоньку процветает, а иногда удаётся даже сорвать куш. Схема идеальная, и героиня умеет так красиво скалить зубы, что всех немедленно очаровывает и вызывает полное доверие. Есть, конечно, и те, кто пытаются ей противостоять и вывести на чистую воду, но у Марлы все куплены, и к ней не подкопаться. А в один прекрасный день она натыкается на очередную старушку, которая мало того, что очень богата, так у неё ещё и нет родственников. Идеальная жертва. Аферистка проворачивает свою схему, но даже не подозревает, какую страшную ошибку совершила...
С этого начинается фильм, сюжет которого будет вилять в разные стороны до самого финала. При этом первые минут 20 складывается ощущение, что всё слегка затянуто и дальше будет предсказуемо, но не тут-то было. Чем больше в фильме появляется персонажей и чем дальше уводит история, тем сильнее затягивает в себя это кино, вызывающее очень странные чувства. Странные, потому что толком неясно, а кому, собственно, сопереживать. И вообще – смеяться или воспринимать всё всерьёз. Ненависть к героине не утихает, но тут вдруг оказывается, что её подружка (да-да, в том самом смысле) тоже отменная дрянь, и их враги, в общем-то, не лучше. Словом, сплошные аморальные персонажи, даже второстепенные.
Всё это напомнило по атмосфере прекрасного "Стрингера" с Джейком Джилленхолом. Там тоже чувствуешь себя слегка неуютно от того, что главный герой – совершенно безнравственный человек, которому наплевать на всё и всех, когда речь идёт о достижении цели. Но там фильм цеплял своей атмосферой, это было похоже на качественную нуарную историю в современных декорациях. А в "Аферистке" режиссёр удерживает внимание, играя на полутонах – на грызне между злодеями, каждый из которых не собирается сдаваться, даже если придётся поставить на карту свою жизнь. Получается максимально едкая, бескомпромиссная сатира на современный мир, в котором, как сама говорит главная героиня, есть лишь охотники и жертвы, богатые и бедные. И она не хочет быть бедной, поэтому то, что она делает – разумно и правильно.
При этом само собой, что есть феминистический посыл. Марла то и дело проявляет высокомерие к мужчинам, пытается "ставить их на место" и вообще ведёт себя так, будто она мужественней всех на свете. Обычно такое у меня вызывает резкое отторжение, но здесь есть подозрение, что режиссёр сделал это намеренно. Не для того, чтобы пропихнуть феминизм, а чтобы вызвать ещё большую ненависть к героине. Словом, досматривал уже с удовольствием. Помимо Розамунд Пайк, которую номинировали за эту роль на "Золотой глобус", в фильме есть русский мафиози, которого играет Питер Динклэйдж, известный по роли Тириона Ланнистера в "Игре престолов". Операторская работа и стиль также присутствуют, а музыка подчёркивает атмосферу мира, в котором злодеи творят ужасные вещи при свете дня, даже не думая никуда прятаться. Всем, кому приелись стандартные сюжеты, рекомендую посмотреть.
Пиши как тебе фильм, ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы добро всегда побеждало зло!