«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7: 13-14).
Здесь идёт речь о жизненном пути человека и о том, что каждый человек выбирает для себя либо путь узкий, спасительный, путь следования за Христом Спасителем, приводящий в Царствие Небесное, либо путь широкий, путь антихристианский, который ведёт в погибель. По сути и все люди делятся на тех, кто следует за Христом и любит Его и на тех, кто потакает своим страстям и борется со Христом. Как известно, фарисеи распяли Христа из зависти: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить.» (Мф. 26: 3-4). Третьего пути нет. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Мф. 12: 30).
Есть так называемые теплохладные христиане, которые только внешне христиане, но живут плотскими похотями, думают об обогащении, а не о Боге и помощи ближним, нарушают заповеди Божии, ради собственной выгоды. Если взять примеры в Библии, например, Понтий Пилат не был против Христа, он хотел отпустить Его: «Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём, достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего, достойного смерти, не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. (Лк. 23: 13-23). Он уступил толпе из человекоугодничества, и поступил, так как ему было легче поступить. «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, – противник кесарю.» (Ин. 19: 12). В итоге предал Христа на распятие. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.» (Мк. 15: 15). Также поступил и Ирод четвертовластник, который обезглавил Иоанна Крестителя. Не хотел убивать его, но уступил человеческим страстям, человекоугодничества, гордости, тщеславия. «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице.» (Мф. 14: 6-10).
Не так ли и мы поступаем, когда потакаем своим страстям, раздражаемся на ближних, осуждаем их? Ведь Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10). А ведь Господь призывает нас в каждом видеть Христа: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25: 40). Христос называет таких христиан, которые только называются христианами по виду – теплохладными в Откровении: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.» (Откр. 3: 15-16). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф. 7: 21).
Узкий путь сложно найти, поэтому и не многие выбирают этот путь и следуют ему. Большинство выбирает путь широкий, угождения своей плоти, получения удовольствий от жизни. Но именно узкий путь приводит в жизнь. Широкий путь на первый взгляд даёт свободу человеку. На самом же деле, он служит греху и диаволу и является рабом греха. «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). Соответственно люди, являющиеся рабами греху и диаволу, и в вечности, будут с тем, кому они служили.
Узкий путь – это путь жертвенной любви, путь служения Богу, ближним, исполнения заповедей Божиих, борьбы со страстями и грехом. «Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки» (Псалом 16: 4). «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его.» (Мф. 11: 12). «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.» (Деян. 14: 22). Путь к вечной жизни через веру во Христа и следованию Его Слову. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14: 6). Дух же антихриста, пребывающий в мире всё переворачивает, чёрное выставляет белым, белое чёрным, это дух противления. «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Исаия 5: 20-21). Вся истина у Бога, и жизнь у Бога. Дух же антихриста, враг рода человеческого, сатана, всё искажает в ложном свете. «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44).
Вступающие на узкий путь должны приготовиться к искушениям и борьбе с грехом и духами злобы поднебесной: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» (Еф. 6: 12). Искушения бывают самые разные, и слева и справа, а узкий путь предполагает путь срединный. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.» (Еф. 5: 15). Жизнь в грехах приводит к болезням и несчастьям в жизни, уклонение же в правую сторону, чрезмерные подвиги, тоже до добра не доводят. На самом деле этот путь один верный и приводит к приобретению мира душевного и радости, любви, уже здесь на земле, в благой надежде на воскресение и освобождению от мучащих душу страстей, от внутренних проблем и к утверждению в вере и упованию на Бога. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.» (Ин. 14: 27). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22-23).
Вот что говорят об этом святые отцы.
«Опять и здесь узкое, и тесное означают не что-либо разное; но слово: «тесный» выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть, с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: «при стези соблазны положиша ми» (Псал.139,6). Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз.17, 11).» Святитель Василий Великий.
«Как если две сдвинувшиеся стремнины оставляют одну тропинку на высоком береговом утесе, то идущему по ней не безбедно туда и сюда уклоняться от середины, потому что на обеих, может быть, сторонах за уклонением последует обрыв со стремнины, так и закон требует от идущего по его следам не оставлять пути, как говорит Господь, узкаго и тесного, никакого уклонения ни влево, ни вправо не признавая благоуспешным. И этим словом определяется то учение, что добродетели состоят в середине. Почему всякий порок обыкновенно совершается или от недостатка, или от нарушения меры добродетели; например, относительно к мужеству робость есть некоторый недостаток этой добродетели, дерзость – нарушение меры, но что свободно от того или другого из этих пороков, то усматривается в середине между ними и есть добродетель.» Святитель Григорий Нисский.
«Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный.» Преподобный Серафим Саровский.
«Как же здесь путь, ведущий в жизнь, называет узким и тесным? Если обратишь все свое внимание, то увидишь, что Спаситель и здесь называет путь этот весьма легким, удобным и незатруднительным. Скажешь: как же тесный и узкий путь может быть вместе и удобным? Тем этот путь и удобен, что Он есть путь и врата, – так как и другой путь, хотя широкий и пространный, все же есть путь и врата: на них ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни. И не потому только удобна добродетель: по концу своему она делается еще удобнейшею. Потому, что она своих подвижников может утешить не только тем, что все труды и подвиги оканчиваются, но еще более тем, что конец их добрый, так как оканчиваются жизнью. Потому и кратковременность трудов, и вечность венцов, и то, что труды предшествуют венцам, а венцы последуют за ними, – все это составляет величайшее утешение в трудах. Потому и Павел назвал скорбь легкою, не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущего: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит, – сказал он, – в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое (2 Кор.4: 17–18). Если волны и пучины для мореходцев, поражения и раны для воинов, непогоды и морозы для земледельцев, сильные удары для бойцов, – если все это бывает легко и выполнимо по надежде наград временных и тленных, – то тем более могут быть нечувствительны настоящие скорби, когда предстоит небо, неизреченные блага и бессмертные награды. Если же и при всем этом некоторые почитают ведущий в жизнь путь трудным, то мнение это происходит только от собственной их лености. Смотри, как Спаситель и иным способом делает этот путь удобным, когда запрещает вмешиваться между псами, предавать себя свиньям и повелевает остерегаться лжепророков, – всячески внушает быть осторожными. Самое даже наименование тесным путем весьма много способствует к тому, чтобы сделать его удобным, – потому что заставляет нас бодрствовать. Как Павел не с тем говорит: Наша брань не против крови и плоти (Еф. 6:12), чтобы привести в уныние, но, чтобы возбудить сердца воинов, – так точно и Господь путь жизни назвал трудным для того, чтобы, так сказать, пробудить от сна путников.» Святитель Иоанн Златоуст.
«Истинно, истинно говорю вам, что Я – дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин. 10: 9-11).