Найти тему

Может ли неговорящий ребенок "разговориться" в детском саду?

Часто в обычный садик отдают неговорящего ребенка с проблемами поведения для реабилитации и для того, чтобы он там научился говорить. Мол, дочка соседки плохо говорила, а теперь из садика каждый день новое слово таскает. Давайте, разберемся, как происходит на самом деле.

Сначала расскажу на примере собственного сына и 2-х других аутят, ходивших с ним в садик, в одну группу.

Мой сын в 2 года не говорил и вообще плохо понимал речь, ему был поставлен диагноз сенсорная алалия. К 3-м на удалось запустить речь, а в 3,5 он уже слепить примитивную фразу, типа: "дай сок". Пошел он группу с основным возрастом 4-5 лет, то есть это вообще хорошо говорящие дети. Но... никаких слов из садика он не таскал. Использовал он слова, которые вкладывали в него, повторяя по много раз:

1. Логопед, ABA-терапист, я, муж.

2. Мультики.

3. Коммуникативная группа, где они по много раз повторяют слова в общении и учат слышать, что говорит собеседник.

Начал таскать из сада слова недавно - в 5 лет, с уровнем речевого развития ОНР 3 (говорит сложными предложениями) первым принес из садика слово на букву ж..., любят его распевать на все лады садиковские дети.

Сейчас пошло что-то осмысленное:

- Мама, а можно засунуть (в) садик?
- Что засунуть?
- Сыночка.
- Да сын, "засунуть" - это отвести, положить, засунуть дерево в землю, засунуть телефон в сумку, засунуть сыночка в детский сад.
- Что значит "не свисти день"?
- Это примета такая: "Не свисти - денег не будет". Примета, это когда люди видят связь между вещами, которые на самом деле никак не связаны. Например, они думают, что если свистеть, можно потерять деньги.
-Можно или нельзя свистеть в детском садике?
- Смотря когда, когда все спят или занимаются - нельзя, если воспитатель разрешает - можно.

Когда мой сын слушает слова детей, он напрягается и нервничает: так тяжело дается ему слуховое восприятие и социальный контекст.

Например, одеваю я его к логопеду. А рядом сидят на стуле два мальчика и дурачатся, угадывая, что будет на обед.

- Капуста.
- Абуба.
- Картошка.
- Калашка.
- Ж..па. (Тут прибежала покрасневшая няня и закрыла дверь, чтобы мама не подслушивала, как именно развивают великий и могучий русский язык дети).

Вы бы видели напряженное лицо сына в этот момент. Моему ребенку непонятно, что вообще происходит, что делают дети, почему вдруг так много незнакомых слов.

Про двух других мальчиков расскажу вкратце: они ходили в обычный садик с 3-х до 4-4,5 лет, уровень речевого развития примерно ОНР 1. В обоих случаях у семьи не было денег на реабилитацию, а инвалидности не давали. Родители убедились, что сами дети не заговорят, повторно подали заявку на инвалидность и перевели детей в коррекционный.

Резюмируем: обычный садик сам по себе не сможет "разговорить" сенсорика. Маловероятно, что он сможет разговорить аутиста и моторика.
Садик - инструмент социализации детей и/или место, где ваши чадушки содержатся, пока мама на работе зарабатывает деньги. Хотите запустить речь - занимайтесь индивидуально у логопеда и дома, не менее 30 минут в день. Логогрупы на этапе запуска речи - тоже нет. При сложных речевых дефектах групповые занятия мало кому помогают.

Кому действительно может помочь садик? Нейротипичному ребенку, который понимает речь, но слегка "ленится", т.е. имеет темповую задержку речевого развития. Моя соседка Света родила со мной с разницей в один день. Так вот ее сыну действительно помогли кинетический песочек, раннее (в 2 года) посещение садика,

А как садик повлиял на речь Вашего ребенка?