Веками мальчиков ругали, если заставали за игрой в куклы, а девочек прогоняли с футбольного поля или запрещали лазить через заборы и стрелять из игрушечного пистолета. Важно признать, что именно мы создаём социальные нормы и что стереотипы будут существовать, только если мы позволим им. Мы должны осознать, что мы — фактор перемен, к которым стремимся. Борьба с гендерными стереотипами и преодоление их потребует коллективных и целенаправленных усилий от всех.
Начать следует с личной переоценки нашего отношения к гендерным вопросам. Каждому в обществе необходимо отказаться от разрушающих стереотипов. Мы занимаем центральное место в формировании образа мышления будущих поколений, и действия, которые мы предпринимаем или не предпринимаем сегодня, будут формировать облик общества на долгие годы.
Когда гендерные стереотипы и социальные нормы не контролируются, жертвами становятся не только пострадавшие дети, но и общество в целом. Борьба с гендерными стереотипами окажет положительное влияние на общество, приведет к тому, что больше детей будет посещать школы, что повысит грамотность и приведёт к улучшению экономики и здоровью граждан во всем мире. Однако это изменение не произойдёт в одночасье и потребует терпения, мужества и стойкости от каждого из нас.
Лишь последние 20 или 30 лет усилия учёных, активистов, писателей и политиков позволили добиться определенных успехов в достижении гендерного равенства.
Крупнейшими авторитетами в этой сфере в России можно считать:
- Анну Рудакову, руководительницу ассоциации «Равные права и возможности»
- вдову Юрия Щекочихина журналистку Наталью Ажгихину
- руководительницу гендерной фракции партии «Яблоко» Галину Михалёву (на заметку, это единственная гендерная структура в российских партиях).
Крупным специалистом-теоретиком был психолог-сексопатолог Игорь Кон, но с его смертью отечественные исследования в этом направлении практически прекратились. Остаётся следить за заграницей.
С возрастом гендерные стереотипы у детей развиваются разнонаправленно – демонстрируют стабильный рост у мальчиков, но снижаются у девочек. Исследование, проведённое университетом Сассекса, показало, что дети (в особенности мальчики) демонстрируют более устойчивые стереотипы в отношении мужской и женской работы, чем предполагалось ранее. Исследование продемонстрировало, что к 7 годам стереотипность поведения девочек начинает снижаться, зато предвзятые представления о собственной гендерной идентичности мальчиков резко усиливаются.
Непредвзятость исследования была обеспечена нестандартным подходом. Психологи университета использовали подсознательные стереотипы детей, прося их говорить голосами людей разных профессий, в то время как обычно у респондентов спрашивают, что они думают о мужчинах и женщинах, выполняющих ту или иную работу.
Уход от прямого вопроса позволил избежать запрограммированных ответов: дети увлекались игровой формой подачи и не пытались предугадать, какой ответ от них ждут.
Исследование показало, что для стереотипно мужских профессий оба пола спонтанно маскулинизировали свои голоса, понижая высоту и резонанс, а также феминизировали свои голоса для стереотипно женских профессий, повышая тембр голоса, говоря фальцетом.
Также исследование показало, что мальчики используют мужской голос даже в тех случаях, когда имитируют представителей профессий, играющих нейтральные с гендерной точки зрения роли, а голоса девочек в этой ситуации делятся 50/50: половина использует мужские тембры, вторая сохраняет свой собственный голос.
Исследователи советуют учителям, родителям и воспитателям, работающим с маленькими детьми, проявлять разборчивость в отношении голосов, которые они произносят персонажам при общении с детьми. Они также советуют авторам и телеведущим быть осторожными и не связывать рабочие роли слишком сильно с определенным полом, относясь к голосу как к «неиспользованному ресурсу для отслеживания и потенциального противодействия скрытым стереотипам у детей».
Валентина Маккей, доктор медицины и научный сотрудник Колледжа психологии университета Сассекса, подчеркнула, что проведённое исследование показало: мальчики особенно склонны подчёркивать вокальную мужественность или женственность людей, выполняющих разную работу.
«Этот предполагает, что дети по-разному оценивают мужчин и женщин, занимающихся стереотипными и противоречащими стереотипам профессиями».
Исследователи создали «Индекс стереотипности», который, по их мнению, можно использовать для количественной оценки неявных профессиональных стереотипов у детей. По их мнению, этот указатель, используемый вместе с программным обеспечением, которое может извлекать высоту звука из записи детских голосов, станет полезным инструментом для учителей и других специалистов, заинтересованных в борьбе со стереотипами.
Джейн Окхилл, профессор экспериментальной психологии в Университете Сассекса, считает, что результаты исследования однозначны: дети продолжают придерживаться гендерных стереотипов, даже если они не готовы заявить об этом прямо.
«Если мы хотим преодолеть эти профессиональные стереотипы, тогда, помимо изображений медсестёр-мужчин и женщин, нам нужны профессиональные образцы для подражания, которые различаются по вокальной мужественности и женственности. Например, медбратья и другой младший медицинский персонал как с низким, так и высоким голосом», — считает она.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Для чего в Техасе недавно жгли снег — и причем тут Байден?
✅ 10 самых высоких в мире женщин
✅ Топ объектов культурного наследия на грани исчезновения