Наверное, вы это уже забыли, а может, и не знали, но изначально на Озоне продавались только книги, музыка и фильмы. Интернет-магазин «Озон» был основан в 1998 году и стал практически первопроходцем в электронной коммерции России, а в 2000 году половина продаж осуществлялась зарубеж в основном эмигрантам, ностальгирующим по родной русской литературе.
Модель бизнеса Озона выстраивалась по образу американского ритейлера Amazon, созданного четырьмя годами ранее. Но предшественник вышел на прибыль уже через 10 лет существования, а на 24 год своей жизни достиг рыночной стоимости (капитализации) в 1 трлн долларов!
Руководство Озона постоянно говорит, что компания не стала до сих пор прибыльной только потому, что в жесткой конкурентной борьбе приходится постоянно инвестировать и вкладывать в развитие.
И действительно за 9 месяцев 2020 года:
количество активных покупателей выросло на 44% до 11.4 млн человек
активных продавцов стало почти в 3 раза больше (18.1 тыс.)
Вообще Озон сегодня - это больше, чем обычный интернет-магазин:
- это технологическая компания, развивающая электронную коммерцию
- это маркетплейс, объединяющий продавцов и покупателей практически любых товаров
- это собственная логистика и «умные» склады
- это пункты выдачи, собственные и работающие по франшизе
- это проект по привлечению инвестиций от частных инвесторов и кредитование за счет этих средств своих поставщиков
В то же время, по данным Data Insight, доля Озон на рынке электронной коммерции в России составляет всего 6% (уступая Wildberries (доля 13%) и Aliexpress (доля 8%)).
Аргументы «ЗА»
- Электронная коммерция в России находится на ранней стадии развития («проникновение» менее 10%)
- IPO в ноябре 2020 года позволило привлечь чистых 1.2 млрд долл для дальнейшего развития, и было признано одним из самых удачных для компаний из России
- Озон стал первой публичной компанией из России в секторе электронной коммерции
- Пандемия привела в онлайн-шоппинг России 10 млн новых покупателей (Data Insight)
- У Озона лучшая узнаваемость бренда в отрасли
Риски
- Озон не является лидером рынка по доле, оборотам, доходности, и у него нет понятного позиционирования, выделяющего его среди конкурентов
- Само руководство Озона перед IPO оценивало свою компанию в 4-12 млрд долл, текущая же стоимость уже превышает их оптимистичные прогнозы, а значит, возможна коррекция/снижение котировок
- Сбыт ограничен локальным рынком
- Быстрая смена технологий влечет за собой непрерывные инвестиции
- Жесткая конкуренция как с такими же интернет-магазинами (Wildberries, Aliexpress), так и с матерыми игроками, выстраивающими свои экосистемы (Сбер, Яндекс), вынуждает тратить на развитие все бОльшие средства
Финансы (на 30.09.2020)
- Рост выручки к прошлому году составил 70% (67 млрд руб.)
- Оборот увеличился в 2.4 раза (122 млрд руб)
- Активы выросли на 61% (49 млрд руб)
- Из-за очередных убытков (13 млрд руб) капитал компании стал отрицательным (5.6 млрд руб)
- Денежный поток от основной операционной деятельности также негативный (4 млрд руб)
Вывод
Фундаментальные оценки компании достаточно спорные, но и не являются необычными для отрасли ИТ и электронной коммерции. История знает как и супер-взлеты (Amazon), так и серьезные падения и банкротства (Юлмарт) в этой отрасли.
* данные отчетности на moex.com
Не является инвест.рекомендацией