Найти тему
Start in Finance

Ozon: бизнес по-русски или 23 года убытка

Наверное, вы это уже забыли, а может, и не знали, но изначально на Озоне продавались только книги, музыка и фильмы. Интернет-магазин «Озон» был основан в 1998 году и стал практически первопроходцем в электронной коммерции России, а в 2000 году половина продаж осуществлялась зарубеж в основном эмигрантам, ностальгирующим по родной русской литературе.

Обзор компании "Озон"
Обзор компании "Озон"

Модель бизнеса Озона выстраивалась по образу американского ритейлера Amazon, созданного четырьмя годами ранее. Но предшественник вышел на прибыль уже через 10 лет существования, а на 24 год своей жизни достиг рыночной стоимости (капитализации) в 1 трлн долларов!

Руководство Озона постоянно говорит, что компания не стала до сих пор прибыльной только потому, что в жесткой конкурентной борьбе приходится постоянно инвестировать и вкладывать в развитие.

И действительно за 9 месяцев 2020 года:
количество активных покупателей выросло на 44% до 11.4 млн человек
активных продавцов стало почти в 3 раза больше (18.1 тыс.)

Вообще Озон сегодня - это больше, чем обычный интернет-магазин:

  • это технологическая компания, развивающая электронную коммерцию
  • это маркетплейс, объединяющий продавцов и покупателей практически любых товаров
  • это собственная логистика и «умные» склады
  • это пункты выдачи, собственные и работающие по франшизе
  • это проект по привлечению инвестиций от частных инвесторов и кредитование за счет этих средств своих поставщиков

В то же время, по данным Data Insight, доля Озон на рынке электронной коммерции в России составляет всего 6% (уступая Wildberries (доля 13%) и Aliexpress (доля 8%)).

Аргументы «ЗА»

  • Электронная коммерция в России находится на ранней стадии развития («проникновение» менее 10%)
  • IPO в ноябре 2020 года позволило привлечь чистых 1.2 млрд долл для дальнейшего развития, и было признано одним из самых удачных для компаний из России
  • Озон стал первой публичной компанией из России в секторе электронной коммерции
  • Пандемия привела в онлайн-шоппинг России 10 млн новых покупателей (Data Insight)
  • У Озона лучшая узнаваемость бренда в отрасли

Риски

  • Озон не является лидером рынка по доле, оборотам, доходности, и у него нет понятного позиционирования, выделяющего его среди конкурентов
  • Само руководство Озона перед IPO оценивало свою компанию в 4-12 млрд долл, текущая же стоимость уже превышает их оптимистичные прогнозы, а значит, возможна коррекция/снижение котировок
  • Сбыт ограничен локальным рынком
  • Быстрая смена технологий влечет за собой непрерывные инвестиции
  • Жесткая конкуренция как с такими же интернет-магазинами (Wildberries, Aliexpress), так и с матерыми игроками, выстраивающими свои экосистемы (Сбер, Яндекс), вынуждает тратить на развитие все бОльшие средства

Финансы (на 30.09.2020)

  • Рост выручки к прошлому году составил 70% (67 млрд руб.)
  • Оборот увеличился в 2.4 раза (122 млрд руб)
  • Активы выросли на 61% (49 млрд руб)
  • Из-за очередных убытков (13 млрд руб) капитал компании стал отрицательным (5.6 млрд руб)
  • Денежный поток от основной операционной деятельности также негативный (4 млрд руб)

Вывод

Фундаментальные оценки компании достаточно спорные, но и не являются необычными для отрасли ИТ и электронной коммерции. История знает как и супер-взлеты (Amazon), так и серьезные падения и банкротства (Юлмарт) в этой отрасли.

* данные отчетности на moex.com

Не является инвест.рекомендацией