Найти тему

Зачем #триз детям? (часть 4)

Воображать мы все умеем, верно? Кто-то из себя, а кто-то в себе… И лучше всего учиться этому умению с детства.

занятие в Клубе ТРИЗ 3+
занятие в Клубе ТРИЗ 3+

Сегодня ТРИЗ включает в себя не только сами инструменты ТРИЗ, но и большой курс РТВ (Развитие творческого воображения). Здесь есть приёмы и методы фантазирования, которые формируют навык управления воображением , помогают бороться с инерционностью мышления, придумывать новые продукты и даже решать несложные задачи.
И это всё?
Нет, не всё.

— Ваня, почему ты не решил эту задачу по геометрии?
— А ты, Света, как можно не любить читать?
— Юра, как так? Ты поступил необдуманно! Неужели ты не мог подумать наперёд?
— Марина, ай-ай-ай, запомнить такой простой стишок не можешь…

Одна из весомых причин подобных проблем — отсутствие развитого воображения. Возможно, Вы удивлены.

Ребёнок плохо запоминает информацию (не развиты виды памяти), не любит читать (он попросту не может представить образы в голове и варьировать ими), не может провести умственный эксперимент (нет чувственного опыта и знаний), ему сложно поддаётся управление абстрактным и образно-ассоциативным мышлением для решения задач и построения причинно-следственных связей.
Встречали подобное?

Воображение многогранно. Многие специалисты выделяют различные его виды. Но самое главное то, что его можно развить. Практика показывает, что многочисленные тренировки позволяют сформировать творческое воображение у определённого процента людей.

Нужно сказать отдельно, что творческое воображение подразумевает создание объективного нового, ранее не существующего объекта или духовной ценности.

Проверьте своё воображение. Придумайте новый балансир
Проверьте своё воображение. Придумайте новый балансир

Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал о том, что развитое воображение напрямую зависит от того, на сколько богат чувственный опыт (внутренний и внешний) ребёнка. В этой связи особенно важно учесть тот момент, что наши дети порой лишаются подобного опыта ввиду особенной любви к всевозможным гаджетам.

Вспомните известную сказку «Палочка-выручалочка» В.Сутеева. Казалось бы что в ней любопытного, ведь она для малышей…

-3

Постараюсь пояснить, т.к. сказка уникальная с точки зрения ТРИЗ-педагога.
Во-первых, ёжик прекрасно использовал палочку для решения своих своих проблем, а это в свою очередь учит ресурсному мышлению.
Каждый сильный решатель отличается умением видеть вокруг себя и даже в самом себе ресурсы, свойства объектов (как скрытые. так и явные) для решения жизненных задач.

Во-вторых, ёжик в процессе решения своих проблем управлял воображением. Не хватался за всё подряд, не тратил время напрасно, не тратил ресурсы, а чётко ставил задачу, находил нужное ему свойство, быстро оценивал ситуацию и … вуа-ля.

Безусловно, это сказка, но сказка поучительная и очень применительная, если можно так выразиться!
Или другая сказка В.Сутеева «Разные колёса»

-4

Но мне бы хотелось рассказать Вам о методах и приёмах фантазирования, которые помогают детям, взрослым научиться управлять воображением.
Только не забудьте о 
главном — воображение подразумевает мысленную комбинацию образов, понятий. Если их нет, то и воображение будет соответствующим.

В курсе РТВ чаще всего педагогами используются простые приёмы фантазирования: увеличение/уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение и др.. всего двенадцать. Однако на мой взгляд и по-моему опыту уместно давать детям и методы. Они сложнее, но и результат интереснее.
Например, МФО (метод фокальных объектов), Бином Фантазии, Фантастическая математика, МСК (метод снежного кома) и др.

В одном из своих видео я рассказываю как можно создать праздничную открытку в честь дня влюблённых с помощью метода Бинома Фантазии (авт.Джанни Родари) — https://www.instagram.com/p/CKtXh-Hg1Tm/

-5

В дальнейшем я буду рассказывать Вам об интересных и эффективных методах ТРИЗ, если, конечно, получу отклик, уважаемые читатели. Всегда хочется понимать, что твой опыт, знания кому-то приносят пользу. Это мотивирует!

Кстати, чтобы Вы не думали, что только ТРИЗ развивает воображение, предлагаю полезные техники, способствующие его развитию:

🌟 составление метафор, оксюморонов, кеннингов
🌟 составление загадок
🌟 проведение экспериментов, решение исследовательских задач, наблюдения
🌟 рисование образов под музыку (инструментальную), дорисовывание бытовых предметов до образов, изображение абстрактных понятий
🌟 конструирование объектов из обычных, бытовых, подручных предметов (бумага, спички, коробки, камни, палочки, трава, листья, втулки, вата, фольга и т.п.)
🌟 конструирование геометрическими фигурами
🌟 друдлы
🌟 составление цепочки ассоциаций
🌟 составление связей между двумя предметами
🌟 изображение телом любых объектов с помощью метода Эмпатии
🌟 нахождение образов в облаках, кляксах, лужах, следах, обоях, разводах, картинах, домах и т.п.
🌟 игры на развитие речемышления и многое другое...

Но об этом и других плюсах ТРИЗ-педагогики в другой раз!