Воображать мы все умеем, верно? Кто-то из себя, а кто-то в себе… И лучше всего учиться этому умению с детства.
Сегодня ТРИЗ включает в себя не только сами инструменты ТРИЗ, но и большой курс РТВ (Развитие творческого воображения). Здесь есть приёмы и методы фантазирования, которые формируют навык управления воображением , помогают бороться с инерционностью мышления, придумывать новые продукты и даже решать несложные задачи.
И это всё?
Нет, не всё.
— Ваня, почему ты не решил эту задачу по геометрии?
— А ты, Света, как можно не любить читать?
— Юра, как так? Ты поступил необдуманно! Неужели ты не мог подумать наперёд?
— Марина, ай-ай-ай, запомнить такой простой стишок не можешь…
Одна из весомых причин подобных проблем — отсутствие развитого воображения. Возможно, Вы удивлены.
Ребёнок плохо запоминает информацию (не развиты виды памяти), не любит читать (он попросту не может представить образы в голове и варьировать ими), не может провести умственный эксперимент (нет чувственного опыта и знаний), ему сложно поддаётся управление абстрактным и образно-ассоциативным мышлением для решения задач и построения причинно-следственных связей.
Встречали подобное?
Воображение многогранно. Многие специалисты выделяют различные его виды. Но самое главное то, что его можно развить. Практика показывает, что многочисленные тренировки позволяют сформировать творческое воображение у определённого процента людей.
Нужно сказать отдельно, что творческое воображение подразумевает создание объективного нового, ранее не существующего объекта или духовной ценности.
Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал о том, что развитое воображение напрямую зависит от того, на сколько богат чувственный опыт (внутренний и внешний) ребёнка. В этой связи особенно важно учесть тот момент, что наши дети порой лишаются подобного опыта ввиду особенной любви к всевозможным гаджетам.
Вспомните известную сказку «Палочка-выручалочка» В.Сутеева. Казалось бы что в ней любопытного, ведь она для малышей…
Постараюсь пояснить, т.к. сказка уникальная с точки зрения ТРИЗ-педагога.
Во-первых, ёжик прекрасно использовал палочку для решения своих своих проблем, а это в свою очередь учит ресурсному мышлению.
Каждый сильный решатель отличается умением видеть вокруг себя и даже в самом себе ресурсы, свойства объектов (как скрытые. так и явные) для решения жизненных задач.
Во-вторых, ёжик в процессе решения своих проблем управлял воображением. Не хватался за всё подряд, не тратил время напрасно, не тратил ресурсы, а чётко ставил задачу, находил нужное ему свойство, быстро оценивал ситуацию и … вуа-ля.
Безусловно, это сказка, но сказка поучительная и очень применительная, если можно так выразиться!
Или другая сказка В.Сутеева «Разные колёса»
Но мне бы хотелось рассказать Вам о методах и приёмах фантазирования, которые помогают детям, взрослым научиться управлять воображением.
Только не забудьте о главном — воображение подразумевает мысленную комбинацию образов, понятий. Если их нет, то и воображение будет соответствующим.
В курсе РТВ чаще всего педагогами используются простые приёмы фантазирования: увеличение/уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение и др.. всего двенадцать. Однако на мой взгляд и по-моему опыту уместно давать детям и методы. Они сложнее, но и результат интереснее.
Например, МФО (метод фокальных объектов), Бином Фантазии, Фантастическая математика, МСК (метод снежного кома) и др.
В одном из своих видео я рассказываю как можно создать праздничную открытку в честь дня влюблённых с помощью метода Бинома Фантазии (авт.Джанни Родари) — https://www.instagram.com/p/CKtXh-Hg1Tm/
В дальнейшем я буду рассказывать Вам об интересных и эффективных методах ТРИЗ, если, конечно, получу отклик, уважаемые читатели. Всегда хочется понимать, что твой опыт, знания кому-то приносят пользу. Это мотивирует!
Кстати, чтобы Вы не думали, что только ТРИЗ развивает воображение, предлагаю полезные техники, способствующие его развитию:
🌟 составление метафор, оксюморонов, кеннингов
🌟 составление загадок
🌟 проведение экспериментов, решение исследовательских задач, наблюдения
🌟 рисование образов под музыку (инструментальную), дорисовывание бытовых предметов до образов, изображение абстрактных понятий
🌟 конструирование объектов из обычных, бытовых, подручных предметов (бумага, спички, коробки, камни, палочки, трава, листья, втулки, вата, фольга и т.п.)
🌟 конструирование геометрическими фигурами
🌟 друдлы
🌟 составление цепочки ассоциаций
🌟 составление связей между двумя предметами
🌟 изображение телом любых объектов с помощью метода Эмпатии
🌟 нахождение образов в облаках, кляксах, лужах, следах, обоях, разводах, картинах, домах и т.п.
🌟 игры на развитие речемышления и многое другое...
Но об этом и других плюсах ТРИЗ-педагогики в другой раз!