Найти тему
PRESIUM

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления (часть 5)

Оглавление

В заключительной части нашей публикации остановимся на таком вопросе, как продолжительность выступлений.

Время выступления

Существует пять видов выступлений по продолжительности.

01. Экстра-короткие выступления

Самый характерный пример – питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Цель питча – заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным.

Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам.

Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта. Идей и рынков в мире много, главное – реализация».

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее.

02. Короткие речи

Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи – донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике.

Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый – «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая – деньги. И когда ты видишь, что из книжки торчат денежные закладки ты реально начинаешь ее прорабатывать.

Второй способ – так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет. Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои.

Оказалось, что у него в 15 раз больше, чем все мои бизнесы вместе взятые. Получается, что этот метод более эффективный. Самое главное – читать книжки, чтобы что-то внедрять, просто чтение автоматически не делает вас богатым и счастливым».

После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути.

-2

03. Средние выступления

Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего – убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста.

Однажды президента США Вудро Вильсона спросили, как долго он готовит свои речи: «Это зависит от продолжительности речи. Речь на 10 минут я готовлю не меньше двух недель. На получасовую речь уходит неделя. Если можно выступать сколько угодно, то можно вообще не готовиться. К этому я готов хоть сейчас».

Проанализируем выступление бизнес-тренера Грег Маккеон на конференции Стэнфордской школы бизнеса: «Что сдерживает способных, целеустремленных людей от реализации новых целей? Ответом на этот вопрос, к моему большому удивлению, является успех.

Я убедился в этом, работая в Кремниевой долине: концентрируясь на достижении нескольких важных задач, команды стартапов успешно и стремительно развивали свой бизнес. Но как только перед ними открывалось множество новых возможностей, предпринимателям было крайне сложно определять наиболее значимые из них, и темпы роста их компаний значительно снижались.

-3

04. Длинные речи

Выступление длится 15-30 минут, основная цель заключается в продвижении своих собственных интересов, у слушателей должно быть воодушевление от прослушанных кейсов и общее позитивное впечатление. Такой формат можно часто встретить на разного рода конференциях.

Например, на конференции TED время строго ограничено – 18 минут, что схоже с продолжительностью кофе-паузы. Как считают создатели, за это время можно раскрыть сложную тему, но при этом удержать внимание слушателей.

Американская певица Аманда Палмер так рассказывает о своей подготовке: «Я оказалась в ловушке собственного эго. Если мое выступление будет доступно многим людям, то я хочу, чтобы они знали, какой я хороший пианист. А еще я умею рисовать! И пишу фантастические стихи! И обладаю еще массой других талантов! Это мой шанс! Но потом я взяла себя в руки. Единственный способ успешно выступить публично – это исключить свое эго и превратиться в механизм передачи идей. Помню, как однажды ужинала с постоянный участником TED- выступлений Николасом Негропонте. Я спросила, какой совет он может мне дать. И он сказал то, что мой наставник-буддист повторял годами: «Сократи пространство и говори меньше».

-4

05. Экстра-длинные выступления

Формат лекции предполагает длительность от 30 до 60 минут и более. На одном монологе слушатели могут заскучать, поэтому предполагается вовлечение зала и переключение их внимания. Основная цель таких выступлений – чему-то научить аудиторию с тем, чтобы они вышли из зала с пониманием основных идей и новым знанием.

Один из самых ярких примеров экстра-длинных выступлений – речь лидера Кубы Фидель Кастро на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в которой он раскрыл суть кубинской революции, поговорил о реформах, сказал о дружбе с СССР и вражде с США. Выступление длилось 4 часа и 29 минут. В стенах ООН это было в первый и пока в последний раз, так как этот рекорд не побит до сих пор.

-5

Резюме

  • В основе любого отличного выступления находится четкое понимание оратора зачем он здесь, что он может дать людям, которые придут его слушать. В зависимости от цели выбирается формат выступления, тайминг, наличие или отсутствие презентации и другие элементы.
  • Чаще всего выделяют убеждающие, мотивирующие и обучающие выступления, у каждого вида есть свои особенности, но главное заключается в том, что любая речь будет успешной только если она будет построена на фактах, цепляющих историях, личном опыте.
  • Предварительная подготовка для оратора значима: перед выступлением лучше прийти пораньше и подготовить зал, проверить технику, найти туалетные комнаты, кафетерий.
  • Перед выходом на сцену нужно справиться с волнением, для этого можно воспользоваться дыхательными упражнениями, сделать легкую разминку или послушать успокаивающую музыку. Самое главное – разобраться, чем вызван страх, проговорить внутри себя основные моменты его появления.
  • Во время своей речи необходимо не давать аудитории заскучать, для этого можно играть темпом речи, вовлекать слушателей в разговор, поддерживать визуальный контакт и активно жестикулировать. Даже на самой интересной лекции внимание слушателей способно удерживаться 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше поменять характер взаимодействия с ней, например, сменить формат работы с группового слушания на индивидуальное короткое задание.
  • Тайминг выступления может быть разным – от экстра-короткой речи до экстра-длинной. Главное правило заключается в том, что сквозная линия речи не должна быть перегружена лишними деталями и неуместными отклонениями от темы. Каждая минута должна «работать» на достижение цели.

Более 100 полезных статей про дизайн, выступления, обучение и визуальные коммуникации читайте в нашем блоге