Найти в Дзене
Марксизм сегодня

Философия как ложное сознание

Разбор первой главы «Немецкой идеологии» [1].

Авторы произведения (Маркс и Энгельс) в первом томе представляемой работы, ставя перед собой задачу разоблачить современную им философию, переводят борьбу за будущее человечества из философского поля, — из «царства чистой мысли», где на смену одной идеи приходит другая, — в научное; борьба за коммунизм должна выйти за пределы области представлений об идеале, перенестись из духовного мира на действительную арену противостояния, а теория должна обрести земную, научную основу.

Начиная с момента разделения немецкой философской школы на «правое» и «левое» течения [2], представители последнего ограничивались критикой религии, сведя к ней метафизические, политические, моральные, правовые представления и по сути не выбрались из пут идеализма, так или иначе утверждая господство идей над жизнью и ставя за место старых догм новые. Они, борясь словом против слова и противопоставляя догматическому сознанию «новое» сознание, имели дело лишь с тенями — искаженными отпечатками реальности в головах людей и выйти за рамки догм, продиктованных миром идей, не могли.

Но откуда же берутся те или иные идеи и представления в головах людей?

"Классики марксизма"
"Классики марксизма"

Люди, взаимодействуя с природой и прикладывая к ней свой труд, вступают во взаимоотношения друг с другом и таким образом производят свою жизнь. Эту жизнь люди отражают в своих мыслях и образах, отчего им с течением времени начинает казаться, что именно мысли и образы лежат в основании жизни, которая устраивается согласно им. На деле действительный материальный процесс производства дает жизнь миру идей, мыслей, в котором находит свое отражение реальная, действительная жизнь. Т. о. в сознании людей реальность искажается, переворачиваясь будто с ног на голову; изображение реальности, имеющее под собой материальную почву приобретает превратный вид, хотя даже самая что ни на есть ложная картина мира, в конечном счете, есть плод действительности, изменяющейся вместе с развитием человеком материального производства. Для того, чтобы дать чистое, научно-правдивое изображение действительности необходимо оттолкнуться от самой действительности: от процесса производства и жизни людей. Началом науки и отправной точкой исследования является «деятельные люди», процесс их жизни, из которого выводится существование идеологических форм.

Искаженное, ложное сознание авторы называют идеологией, к которой они относят философию, религию, право, мораль, политику. Стоит отметить, что философия для них синоним идеализма, метафизики, спекулятивного мышления с выдумыванием сущностей и голыми абстракциями, не имеющими ничего общего с реальностью. Граница между идеологией и наукой проходит по линии эмпирики: то, что можно проверить на опыте, — или иначе: пощупать, увидеть, проследить, сопоставить, измерить, — научно. Противопоставляя «сознаниетворящую жизнь» «животворящему сознанию» и два различных подхода к рассмотрению научных проблем [3], приходится открещиваться от спекулятивного мышления, ставящего наперед реальной жизни сознание. Там где кончаются философские спекуляции — там берет свое начало положительная наука, в которой простое сборище застывших фактов и её величество История начинают свое закономерное движение. Люди и связанные с ними факты оживают, если при рассмотрении берутся не с выделением их сознания в нечто данное и стоящее над ними, а в их реальной жизни, деятельности и взаимной связи. Научное отображение действительной жизни людей отнимает пространство у философии, которой практически не остается места для существования. Отсутствие философии может заменить обобщение, сведение в одно целое результатов, выделенных из конкретного исторического развития людей, а получившиеся в результате такого сведения абстракции, — ничего не значащие в отрыве от истории, — нужны лишь как прикладные модели для упрощения систематизации фактов, но никак не для того, чтобы факты выбирались и подгонялись под рамки модели, не говоря уже о том, что жизнь должна подстраиваться под схему или образ мысли; сама абстрактная модель должна строиться на эмпирически (опытным путем) установленных фактах, являющихся основой в научном исследовании.

-2

Стоит добавить, что единичный факт сам по себе ничего не значит; факт приобретает свое значение только в связи с другим фактом, и только эта связь ложится в основу науки. Обычный сбор материала, предваряющий научное исследование, не дает начала науки, пока не будет установлена связь между фактами, связь межу явлениями. Первичный акт науки это осознание того обстоятельства, что между найденными фактами установлена действительная связь. По существу материалистический взгляд на мир есть научный взгляд, т. к. отталкивается от установленного некоторого множества, внутри которого найдено единство. Научное знание о мире есть действительное знание, в отличии от философско-метафизического знания. Классики марксизма потешались над «левыми» философами своей эпохи, потому как последние выводили единство явлений из ниоткуда (т. е. никак не выводили), как нечто от века данное и полностью отвлеченное, абстрагированное от множества. Развитие науки подтверждает единство во множестве и связь единого с многим, без которого наука попросту невозможна.

Примечания:

[1] При написании данной статьи меня в первую очередь интересовало то, как классики марксизма отделяли научное знание от философского.

[2] Имеется ввиду разложение философский школы Гегеля на правое и левое направления, представители которых назывались старогегельянцами и младогегельянцами соответственно. Водораздел между течениями мысли в основном проходил по линии отношения их представителей к религии и теологии.

[3] Речь идет о различных взглядах на природу сознания и основе жизни. Маркс и Энгельс противопоставляют идеалистическому воззрению, согласно которому жизнь определяется сознанием, отделенным от индивида (или от множества индивидов) и персонифицированное в некую бесплотную сущность всех вещей, «ничейным» сознанием или сознанием в о о б щ е, — материалистический подход: «Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание.» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. М. 1988г. т. 1. С. 20.)