Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О любви к ближним

Оглавление

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13: 34-35).

Христианство – это религия любви. Господь называет именно любовь между друг другом отличительной чертой Его учеников, христиан. Эта любовь проявляется в заботе друг о друге, в помощи, в пожелании всякого добра ближнему, в благотворении, милосердии, терпении недостатков ближнего. «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1-е Ин. 3: 18). «Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися». Святитель Иоанн Златоуст.

Господь говорит, что на любви держится весь закон. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22: 35-40). Любовь человека к Богу проявляется в соблюдении заповедей Божиих. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.» (Ин. 14: 21). А также в постоянной устремлённости к Богу, в искании Бога, в молитве, пребывании общения с Ним. А что же означает возлюбить ближнего как самого себя? «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7: 12). Чего мы желаем себе, нужно желать и ближним. Если хотим, чтобы к нам относились хорошо, то и мы должны поступать хорошо по отношению к людям, причём не только к друзьям, но христианство учит нас любить и врагов наших. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 44-48).

-2

Прежде, чем делать кому-то зло, задумайтесь, а хотели бы вы, чтобы с вами так поступили. Ведь Слово Божие истинно. Если делаем зло кому-то, то делаем зло себе. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам». (Мк. 4: 24). А если человек живёт только для себя, не стремиться помогать ближнему, то это эгоизм, который губит душу, не приносит счастья. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу» (Псалом 10: 5). Любовь к себе заключается в исполнении заповедей Божиих, делании добра и правды, благотворении ближнему. Это приносит душе радость. «Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20: 35). «Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.» (Притч. 19: 22). Не стоит требовать себе любви, уважения, но лучше самим любить, относиться ко всем уважительно, прощать всех, не осуждать. Тогда и люди, возможно будут отвечать нам тем же. «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6: 36-38). Причём воздаяние не обязательно будет в этой земной жизни, но будет в Вечности, как и говорит Господь: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.» (Ин. 5: 28-29). Не сказал, тот, кто много приобрёл пойдёт в воскресение, а сказал, кто творил добро.

Настоящая любовь – это любовь жертвенная. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Как и Господь пострадал за нас на кресте, чтобы мы имели жизнь вечную. Но жертва может проявиться и в чём-то малом. Например, если отдаём ближнему лучшее, что хотели бы иметь сами, или жертвуем своим личным временем, чтобы помочь другому, ущемляем какие-либо свои интересы, уступаем, как и сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10). «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Мф. 5: 41-42). Когда даём что-то ближнему, стоит подумать, а нужна ли была эта вещь нам, рады бы мы были получить то, что даём ближнему. Если делимся лучшим с людьми, то этим проявляем любовь к ним и исполняем заповедь о любви к ближним. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. (1-е Кор. 10: 24). «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя». Святитель Василий Великий. Но если делаем добрые дела не по любви, а по тщеславию, гордости, исканию выгоды для себя, исканию человеческой славы, то уподобляемся фарисеям, которые распяли Христа и нет пользы от таких дел для души. Именно любовь является источником всякого добра и побуждает на благотворение ближнему. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор. 13: 1–3). Вера, любовь нужны Богу, а не наши дела, но вера и любовь, проявляемые в делах, а не только в чувствах и на словах.

Любовь также заключается в терпении недостатков ближнего, принятии его таким, какой он есть. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» (Гал. 6: 2). А если делаем ближнему зло, то нарушаем закон, потому что поступаем против любви. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1-е Ин. 4: 20). Любовь – есть высшая добродетель: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (1-е Кор. 13: 13). Апостол Павел говорит, что любовь есть совершенство. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). Бог – есть Любовь. «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8). А эгоизм, себялюбие, гордость, зависть, раздражение и другие страсти – противоположны любви и происходят от врага рода человеческого – диавола. Если мы поступаем по страсти, делаем зло ближнему, то удаляемся от Бога и работаем нашему врагу. «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10: 12). Но если поступаем по закону Божиему, по Любви, то мы приближаемся к Богу и к спасению. Любовь может победить любые страсти. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1-е Кор. 13: 4–8). Страсти – дела плоти, а любовь – плод Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.» (Гал. 5: 22-25). Нужно бороться с ненавистью и раздражением в сторону ближнего, как и с любой другой страстью и поступать противоположно страсти по любви, таким образом исполним заповедь Божию. «Имеющий любовь далек от всякого греха». Священномученик Поликарп Смирнский.

-3

Любовь к ближним, благотворение им – это также плоды покаяния, которых от нас ждёт Господь. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли.» (Исаия 1: 16-19). Также и Апостол Пётр говорит: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1-е Пет. 4: 8). И в Евангельском повествовании рассказывается о женщине, грешнице, которой Господь простил множество грехов, потому что она имела любовь и фарисее, который внешне был праведен, но не имел внутри такой любви. «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Лк. 7: 36-47).

«Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном». Священномученик Киприан Карфагенский.

А Вы как думаете?

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!