Найти в Дзене
Pro-personal.ru

Корпоративная этика

Оглавление

Корпоративная этика — что это такое

Прежде всего, это важный элемент корпоративной культуры. Эксперты дают такое определение корпоративной этики (КЭ): это система правил и норм морально-нравственного поведения участников коллектива, которая влияет как на взаимоотношения внутри компании, так и на взаимодействие со сторонними организациями.

КЭ касается всех, кто трудится в организации: начиная с владельцев бизнеса и руководства и заканчивая рядовыми работниками.

Помните, что КЭ есть в любом коллективе, ведь у каждого работника есть принципы и манера поведения, которые оказывают влияние на окружающих. Если моральные принципы формируются стихийно, они не учитывают бизнес-цели компании. Задача руководства, кадровых специалистов — создать систему этических норм, которая работает на благо организации.

Часто под корпоративной этикой понимают деловой этикет. Это почти синонимичные понятия, но некоторое различие все же есть. Деловой этикет касается моральных и этических вопросов, возникающих в деловой среде, это может быть как отдельное предприятие, так и целая отрасль. В то время как КЭ затрагивает, в большей мере, нормы и правила конкретного предприятия. При этом в интересах компании адаптировать ее так, чтобы она была созвучна принципам, действующим в общем бизнес-пространстве.

В последнее время принято немало изменений в законодательные акты. Проверьте ваши Правила внутреннего распорядка. В них есть нормы, которые пора поменять, чтобы не нарушать требования законодательства. Эксперты журнала "Справочник кадровика" разобрались, какие разделы ПВТР нужно скорректировать и как сформулировать новые положения.

Нажать, чтобы узнать

Корпоративная этика и профессиональный этикет на предприятии — цели и задачи

Ключевая цель — сплотить команду, превратить разрозненных индивидуумов в коллектив, который трудится в интересах общей цели.

Вот чего достигает организация, где персонал разделяет этические нормы и следует им:

  • работники мотивированы, проявляют искренний интерес к работе;
  • высокая производительность труда;
  • нет серьезных конфликтов, интриг, подковерных игр, а возникающие противоречия решаются конструктивно;
  • коллектив нацелен на достижение корпоративных целей;
  • есть высокий потенциал для укрепления деловой репутации.

Принципы и правила корпоративной этики организации

Эксперты говорят, что хорошая КЭ соответствует SMART-принципу. Вот его составляющие:

S — specific — конкретика

M — measurable — измеримость

А — acquirable — достижимость

R — realistic — реалистичность

T — time bound — выполнимость в отведенное время.

Добиться оптимального сочетания этих компонентов помогают:

  • четко сформулированные цели компании — сотрудники должны понимать и разделять их;
  • миссия, которую поддерживает персонал;
  • стремление к успеху компании, вера в него;
  • правила продуктивного сотрудничества внутри коллектива;
  • нормы поведения, корпоративный стиль;
  • принципы оценки работы, система мотивации;
  • возможности для индивидуального и профессионального роста (курсы, тренинги и т.д.).

Иными словами, КЭ устанавливает этическую основу служебных отношений. При этом важно помнить, что над корпоративной этикой стоят правила, действующие для всей организации. Например, обязательность соблюдения законодательства, договорных обязательств, основы формирования прочных отношений с партнерами и клиентами.

Все принципы и правила можно объединить в единый документ — кодекс корпоративной этики. С ним следует ознакомить всех работников, но при этом нужно помнить: в основе соблюдения этических норм — не приказ, а искренняя вера в их нужность и справедливость. Это значит, что если работник не принимает КЭ близко к сердцу, ему будет сложно ей следовать. Даже если он подписал документ.

Корпоративная этика организации — образец

Единого образца не существует — в каждой компании кодекс корпоративной этики содержит набор правил и норм, имеющих значимость для конкретного коллектива.

-2

Приведем, пример, как это может выглядеть.

1. Миссия компании

В этом пункте сформулируйте миссию. Например: «Решение задач клиентов, основываясь на принципах прозрачности, ответственности, клиентоориентированности».

2. Ценности

Здесь могут быть как корпоративные, так и социальные ценности. От уважения и взаимопомощи в коллективе до заботы об окружающей среде, ЗОЖ.

3. Этические постулаты

Пропишите нормы общения внутри коллектива, принципы решения конфликтов, правила обсуждения идей и спорных ситуаций. Уместно также указать нормы субординации, подчеркнуть важность соблюдения действующего законодательства.

Если в компании есть ограничения или особые требования к трудящимся в одном коллективе родственникам — укажите их.

4. Система мотивации, отношение к подаркам

Важно, чтобы сотрудники понимали: компания готова поощрять их за эффективное выполнение служебных обязанностей. Пропишите также правила поведения на случай, если такое поощрение поступит от клиентов — они помогут соблюсти принцип равенства в коллективе.

5. Корпоративный стиль

Речь идет не только о дресс-коде , но также о манере общения: как устного, так и письменного. Включая нормы поведения в социальных сетях и перед СМИ, если оно может оказать влияние на репутацию компании.

Нарушение корпоративной этики

Трудовое законодательство не обязывает организации внедрять КЭ и издавать кодекс, соответственно, прямых наказаний за этические нарушения не предусмотрено. Но это не значит, что работники могут безнаказанно пренебрегать нормами морального поведения. Механизмы воздействия все же есть.

У работодателей есть право вносить этические нормы в правила внутреннего трудового распорядка (статьи 5, 8, 9 ТК РФ). Главное, чтобы они не противоречили действующему ТК. Работник, в свою очередь, обязан соблюдать трудовую дисциплину (статья 21 ТК РФ).

Если требование о соблюдении положения о корпоративной этике прописано в ПВТР или трудовом договоре, работник ознакомлен со всеми ЛНА под подпись, а сами правила четко и понятно сформулированы, пренебрежение ими может расцениваться как дисциплинарное нарушение. И наказываться соответствующим образом: предупреждением, выговором или даже увольнением. При этом надо следить, чтобы процедура наказания проходила в установленном законом порядке.

Если вы хотите, чтобы персонал придерживался правил корпоративной этики в организации, используйте убеждение и мотивацию. Без этого наказания и приказы будут иметь низкую эффективность.

Данную полную статью вы можете найти на портале для специалистов по кадрам от журнала "Справочник кадровика", также скачать нужные образцы документов.
Хотите первыми знать самые важные изменения в кадровой сфере?
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал "Pro-personal.ru" .