Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
А. С. Пушкин
Я стою на перекрёстке улиц Моховая и Чайковского и с грустью смотрю на когда-то роскошный, помпезный особняк Елизаветы Михайловны Бутурлиной. Практически ничего не сохранилось с тех пор, даже фасад, даже этот роскошный фасад утратил свой исторический облик. Исчезли изящные статуи и вазы, находившиеся над карнизом, давно исчез монументальный герб владелицы дома над аркой ворот. Когда-то открытая и широкая терраса между ризалитами на уровне второго этажа, последние сто лет не обустраивалась вовсе. Странная судьба у этого дома.
Судите сами. Дом в стиле нео-барокко строился с 1857 по 1860 года под руководством Геральда Боссе. Елизавета Михайловна Бутурлина, в девичестве Комбурлей, скончалась 7 июля 1859 года от рака лёгких и сухотки, (если верить некоторым источникам). Уж очень некрасивая болезнь. Ей не пришлось пожить в новом доме, как и её супругу, Дмитрию Петровичу Бутурлину, который ушёл из жизни на 10 лет раньше, но в истории города остался роскошный памятник самой себе - Особняк имени Е.М.Бутурлиной – «Зимний дворец» на улице Чайковского в Петербурге, и каждый петербуржец вам подскажет, где его найти.
Практически сразу по окончании строительства, особняк был выкуплен для австро-венгерского посольства. Австро-Венгерская монархия существовала с 1867 по 1918, и была вторым по величине государством Европы своего времени, после Российской империи. Посольство размещалось в особняке до начала Октябрьской революции 1917 года. В период гражданской смуты в Петрограде, здание подожгли и оно почти полностью выгорело, остался только фасад, но уже в 1924 году, власти заново отстроили его приспособив под много квартирный дом.
Я полистал справочники о супругах Бутурлиных и очередной раз погрузился в ту эпоху. Это были удивительно разносторонние и интересные люди, с невероятной судьбой, прекрасно образованы, умны, темпераментны и красивы.
Дмитрий Петрович Бутурлин (1790 - 1849) - незаурядная личность в истории России: Военный, писатель, генерал-майор, действительный тайный советник, с 1843 года - директор Императорской публичной библиотеки. И в тоже время Бутурлин с 1848 возглавляет так называемый «Бутурлинский комитет» - высший постоянный цензорный орган литературы и периодической печати. Ярый монархист и противник прогрессивной мысли. Вы только представьте, сколько поэтов и писателей, его ненавидели.
При этом в своих трудах он скрупулёзно и талантриво описывает военные действия в войнах первой половины XVIII века, Отечественной войны 1812 года, где главную роль в достижении победы отводил Александру I, Бородинское сражение считал ошибкой Кутузова.
Сплошные противоречия. По характеристике князя П. А. Вяземского, Бутурлин был:
«Человек умный и с способностями, с большими предубеждениями; сердца, полагаю, довольно жёсткого и честолюбия на многое готового, но вообще одарённый тем, что выводить людей везде и всегда. Мало кто имел бы столько прозвищ, как он. Сперва был он Бутурлин-Жомини, потому что стал известен военными сочинениями; там Бутурлин-Трокадеро, потому что находился при главной квартире герцога Ангулемского во время испанской войны; там Бутурлин-доктринёр, по сгибу ума его и мнениям, цельным и порешённым однажды навсегда. Под конец прозвали его барынею 17 столетия, по поводу драмы, которую представляли на Александринском театре, и вследствие понятий его отсталых».
Перу, Бутурлина, принадлежит ряд исторических работ, которые не потеряли своего значения до сих пор. Среди них – «История Смутного времени», посвященная одному из самых драматических и определяющих этапов истории России. «История Смутного времени в России в начале XVII века» Бутурлина включает в себя три части (шесть глав), в которых автор обстоятельно, на основании архивных документов воссоздает картину того времени, обозначает причины, приведшие к Смуте.
Особую ценность издания представляют собой приложения к каждой части. В них содержатся документы эпохи: план осады Троице-Сергиева монастыря в 1608–1610 гг., дневник осады Смоленска польским королём Сигизмундом III в 1609, 1610 и 1611 годах, а также грамоты, наказы, письма и договоры, написанные историческими лицами, вовлеченными в драматические события Смуты.
А, с другой стороны, писанная красавица, Елизавета Михайловна Комбурлей . Старшая дочь Михаила Ивановича Комбурлей, реже Конбурлей - волынского губернатора, сенатора, владельца и устроителя усадьбы Хотень. При этом умница, обладательница богатейшего приданого, в июле 1842 года получившая орден Св. Екатерины меньшого креста, а 23 апреля 1854 года была пожалована в статс-дамы, светская красавица, не оставленная вниманием самим Николаем I, на что намекала в своих «Записках» А. О. Смирнова (Россет) - одна из фавориток самодержца, которая склонна была преувеличивать свою роль в происходящем и жестоко унижать всех прочих женщин, имевших несчастье быть красивее ее и пользоваться расположением государя дольше, чем пользовалась она сама.
"Эта зима была одна из самых блистательных. Государыня была еще хороша, прекрасные ее плечи и руки были еще пышные и полные, и при свечах, на бале, танцуя, она ещё затмевала первых красавиц. В Аничковом дворце танцевали каждую неделю в белой гостиной; не приглашалось более ста персон. «Государь занимался в особенности баронессой Крюднер (Амалия Максимилиановна Крюденер (1808-1888), фаворитка Николая I), но кокетствовал, как молоденькая бабенка, со всеми и радовался соперничеством Бутурлиной и Крюднер… Наискось в дверях стоял царь с Е.М. Бутурлиной, которая беспечной своей веселостью, более чем красотой, всех привлекала, и, казалось, с ней живо говорил; она отворачивалась, играла веером, смеялась иногда и показывала ряд прекрасных своих жемчугов; потом, по своей привычке, складывала, протягивая, свои руки — словом, была в весьма большом mal à son aise (в неловкости, стесненно, затрудненно — фр.)»
Свадьба Дмитрия Петровича и Елизаветы Михайловны состоялась 27 апреля 1824 года. От этого брака родились дети: Петр (1826-1877) и Анна (1825-1906), статс-дама, гофмейстрина, за обер-шенком П.С. Строгановым, по иронии судьбы они жили в доме напротив, Чайковского д.11. (были ещё двое деток, но они умерли в младенчестве).
Так и стоит сегодня «Зимний дворец» на Чайковского, вызывая изумление у туристов: «… вот жили же люди!», строившийся для одной судьбы, но живущий свой век судьбою совершенно иною. «Человек предполагает, а Бог располагает».