Найти в Дзене

Еще раз о статусе регионального оператора по обращению с ТКО и публичном договоре с ним.

Здесь должно быть довольное лицо одного человека. Но оно будет только отвлекать.
Здесь должно быть довольное лицо одного человека. Но оно будет только отвлекать.

Добрый день. Сегодня хотел бы еще раз коснуться темы: «Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами». Это статья о том, откуда региональных операторов такие «исключительные» права. Схожий материал, уже представлял вниманию читателей. Однако, в связи с тем, что далеко не все понимают, почему договор с региональным оператором не требует подписания и заключается без воли потребителя, хочу снова остановиться на правовых основных моментах прошедшей реформы в сфере обращения твердых коммунальных отходов (далее ТКО).

Возможно, Вы, уважаемые читатели, думаете, что такой статус ими приобретен на основании федерального закона «Об отходах производства и потребления». Авторы, законодательства о ТКО, создали настоящий правовой шедевр – Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641» (изменения и дополнения 15.09 и 15.12 2018 г.) (далее Постановление об обращении с ТКО). Говоря о «правовом шедевре», имею в виду изменения от 2018 г., которые совершенно преобразили данный документ. Отмечу, что еще летом 2020 г., если у вас был Консультант плюс «некоммерческая версия» на телефоне или ином устройстве, при поиске этого Постановления, Вы сталкивались с тем, что оно находилось в закрытом доступе, и получить его можно было исключительно в выходные дни с 10.00 до 20.00. Однако, теперь таких ограничений нет, данное Постановление Правительства РФ в Консультанте + можно получить через поиск.

В данной статье я хотел бы вместе с Вами, уважаемые читатели, достигнуть нескольких целей: 1) просвещение всех интересующихся относительно содержания вышеуказанного Постановления, раскрытия сути «мусорной» реформы в части заключения договора; 2) провести сравнение данного Постановления с законодательством о защите прав потребителей и понять, не противоречит ли первое второму. Естественно, для меня первая цель неизмеримо важнее.

I. Итак, начнем. Постановление об обращении с ТКО объемное, но мы с Вами, не торопимся и внимательно вчитаемся в него. Сначала разберемся в законодательстве РФ о твердых бытовых отходах (весь пласт правовых актов об отходах нам пока не потребуется, также не будем включать в рассмотрение законодательство субъектов РФ и правовое акты органов местного самоуправления). В упрощенном виде законодательство РФ состоит из уже названного федерального закона, данного Постановления, а также утвержденной Постановлением правительства типовой формы договора. Также оставим за бортом разъяснения Минприроды РФ и Минстроя РФ о применении Постановления об обращении с ТКО, это для другого разговора, а наш взгляд должен быть, по возможности, объективным без «экспертных оценок» данных органов власти.

Раздел I Общие положения. Сразу обращаем внимание на сферу регулирования Постановления, оно устанавливает: «порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор)». Указанное положение четко говорит, что обработка мусора – договор оказания услуг. Что еще интересно данное Постановление никак не пересекается с жилищным законодательством РФ (а Вы подумали, я забыл о Правилах оказания коммунальных услуг?), и применяется в части им не урегулированной. Отсюда первый вывод, данное Постановление, исходя из его Общих положений, регулирует именно прямой договор между собственником ТКО или уполномоченной им организацией и региональным оператором, что несколько не соответствует действительности, но обо всем по порядку.

Теперь понятия, которые устанавливает Постановление. Во-первых «вывоз твердых коммунальных отходов» - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», далее «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. А вот появилась и защита прав потребителей. Данное Постановление регулирует именно отношение потребитель – коммерческая организация, но вот понятие «потребитель» в нем толкуете иначе, чем в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее закон о зпп). По закону о зпп, «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Что отличается существенно от трактовки его Постановлением и по сути вводит, новое понятие «потребитель, исходя из Постановления об обращении с ТКО». Более того наравне с потребителем по постановлению договор может заключаться, уполномоченным лицом, которое обязано такой договор заключить. Это некоммерческие и коммерческие организации, указанные в ЖК РФ, не смотря на то, данное Постановление с ним не пересекается, как уже было сказано и применяется, только в части заключения договора об обращении с ТКО. Указанная выше фраза про «уполномоченное лицо» нужна для оправдания сужения круга потребителей, ведь иначе, региональный оператор по обращению с ТКО должен будет заключать договоры и далее взыскивать с физических лиц, собственников ТКО, что проблематично.

II . Вы, дорогие читатели, скажете хорошо с потребителями вопрос понятен. Однако, почему региональный оператор, коммерческая организация, а не государственное учреждение или государственное или муниципальное унитарное предприятие? По закону об отходах производства и потребления ст. 24.6. региональным оператором должно быть, именно юридические лицо. Информацию из открытых источников получить можно опять только по выходным дням. Ну не будем ждать так долго и ознакомимся с содержанием документа, регулирующего требования к региональному оператору по обращению с ТКО. Итак, требования к претенденту на получение звания регионального оператора по обращению с ТКО Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881: «Участник конкурсного отбора должен соответствовать следующим обязательным требованиям: а) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации; б) наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора ; в) в отношении участника конкурсного отбора не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурсного отбора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; г) деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; д) у участника конкурсного отбора отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурсного отбора, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник конкурсного отбора считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято;

е) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии такого органа) и главного бухгалтера участника конкурсного отбора отсутствует неснятая и непогашенная судимость за преступления в сфере экономической деятельности». Теперь вы убедились, что оператор по обороту отходов – коммерческая организация, для тех, кто не знает, лицензируются только виды предпринимательской деятельности, а у оператора должна быть лицензия. И вот почему это не государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие, тоже ясно, ведь тогда прибыль будет государственной, а не частной. Как Вы видите требования к претенденту на звание регионального оператора очень и очень лояльные.

III . Наконец переходим к самому важному разделу постановления об обращении с ТКО Разделу I .1. Порядок заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО». С кем же заключаются договора, п. 8.1. устанавливает, что «Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами». Итак, все сводится к заключению договоров через управляющие компании и т.п. организации, но не напрямую с собственником. Зачем? Очень просто при рассмотрении споров в суде, а у ООО «Хартия» (региональный оператор в Балашихе МО) их боле 800 за 1 год, к отношениям не применяется закон о зпп. Именно поэтому в Постановлении, такое размытое понятие «потребитель». Однако, в населенных пунктах, в частных жилых домах приходится заключать договоры именно с гражданами. И уже в этих спорах применение закона о зпп не избежать. В том числе, поэтому в ИЖС процент выставления квитанций на оплату услуг регионального оператора самый низкий.

Теперь самое интересное, непосредственный порядок заключения договора. Сначала я его приведу из Постановления, затем мы его разберем. На основании п. 8.4.-8.6. Постановления об обработке ТКО основанием для «заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором». Как я понимаю, никто из читателей заявку на заключение договора не отправлял. Не печальтесь, ведь даже если бы Вы и отправили, она бы могла не подойти по форме , так как у каждого регионального оператора форма на заключение договора своя . Только у ООО «Хартия» уже третья редакция данной формы. Вспоминаем о законе о зпп, а именно, про слово «имеющий намерение заказать или приобрести», т.е. подразумевается, что «потребитель» действует по собственной воле, данное положение применительно к уполномоченным лицам, регулируется положениями ГК РФ о свободе договора. В данном постановлении свобода договора отсутствует… договор заключится автоматически. Как это описано в Постановлении, п. 8.17. «Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения (о статусе регионального оператора с органом власти субъекта федерации – авт.) извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"». Вот такая норма. Помните мою вторую цель сравнение с законом о зпп, никакое сравнение здесь неуместно, ведь договор заключается автоматически, без воли потребителя. Вы, возможно, вспомните о положении ст. 10 закона о зпп об информировании потребителя об объеме услуг, цене и т.п. условиях договора, на сайте регионального оператора она в разделе о заключении договора отсутствует, и понять где ее искать получится далеко не сразу. Такая информация содержится только в типовых формах договора, о которых мы поговорим отдельно, а раздел об информации для потребителя в принципе отсутствует. Однако, договор с региональным оператором заключают и иные уполномоченные на то организации, а с им информацию предоставляют? Им тоже информацию не предоставляют, а договор все также обязателен для заключения.

Такое положение не противоречит ст. 421 ГК РФ о свободе договора: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством ». У нас понуждение к заключению договора вытекает как раз из закона о ТКО, а в Постановлении Правительства РФ уже конкретизируется.

Таким образом, закон четко дает квалификацию данной ситуации – «понуждение к заключению договора на основании нормативного правового акта (закона)». Но вот еще одни вопрос. Почему понадобилась именно такая формула: «договор заключается автоматически». Ответ каждый даст себе сам. А операторы по обращению с ТКО и не думают о надлежащем оформлении своих услуг. Количество арбитражных споров ООО «Хартия» боле 400, только в Арбитражном суде Московской области, подсказывает, что не все у них получается и со временем будет необходимо задуматься о надлежащей организации своей работы. Но пока ситуация не изменится мы будем иметь такие плачевные результаты какие имеем сейчас и платить, платить, платить.

Спасибо за Ваше время.