Найти в Дзене

Дополненная реальность нового поколения. Наноимпринтная литография

Оглавление
  • Канал о микроэлектронике.
  • Канал о технологиях и оборудовании.
  • Канал о людях.

"Остек-ЭК" ― подразделение группы компаний ОСТЕК . Мы внедряем новейшие технологии для предприятий, специализирующихся на производстве электронных компонентов (сборочное производство и производство полупроводников).

Ожидается, что дополненная реальность и виртуальная реальность станут следующей революцией после мобильных телефонов в индустрии бытовой электроники, причем дополненная реальность возьмет верх над виртуальной.

Рисунок 1. Автоматическая платформа НИЛ HERCULES® NIL 300 mm
Рисунок 1. Автоматическая платформа НИЛ HERCULES® NIL 300 mm

Дисплеи виртуальной реальности используют миниатюрные ЖК-дисплеи или OLED-дисплеи в сочетании с функцией отслеживания движения. В этом случае пользователь видит только виртуальную среду, что ограничивает его свободу действий. Технология виртуальной реальности уже достаточно давно отработана и применяется в ряде устройств, производимых в крупносерийном производстве, так как схожа с технологией производства мобильных телефонов. Перспектив развития данной технологии не наблюдается в отличие от технологии дополненной реальности. На дисплее для дополненной реальности изображение с микропроектора соединяется с частично прозрачной пластиной, а распространение света направляется зеркалами или дифракционными решетками. Это позволяет «зрителю» видеть реальный мир, смешанный с виртуальными объектами, что открывает множество перспектив использования.

При крупносерийном производстве устройств дополненной реальности требования к материалам и производственные допуски чрезвычайно жесткие, что делает его сложным и дорогостоящим. Возможности массового производства таких устройств в настоящее время быстро развиваются. Наноимпринтная литография (НИЛ) является одной из наиболее перспективных технологий производства дисплеев дополненной реальности в крупносерийном производстве. В основе дисплеев для дополненной реальности лежат многослойные волноведущие структуры, которые можно получать при помощи НИЛ.

Устройства дополненной реальности потребительского уровня — «гигантский» шаг вперед

Компании Schott, Inkron, EV Group и WaveOptics в конце января 2020 года анонсировали выход первых в мире волноведущих структур, изготовленных при помощи автоматизированной системы наноструктурирования с использованием специального полимера на стеклянной пластине диаметром 300 мм с показателем преломления 1,9, и показали готовность к массовому производству этого продукта.

Благодаря показателю преломления 1,9 стало возможным получение широкого поля зрения — вплоть до 65° в устройствах дополненной реальности, что позволит обеспечить полное погружение пользователя, а использование пластин диаметром 300 мм обеспечит изготовление этих устройств в массовом производстве и снизит их стоимость.

Schott, ведущая международная технологическая группа и изобретатель оптического стекла, представляет высокоиндексные стеклянные пластины Schott RealView™ с показателем преломления 1,9 и диаметром 300 мм. Эти пластины являются основой для производства высокопроизводительных волноведущих структур для устройств дополненной реальности нового поколения с более низкой стоимостью на единицу, а также поддерживают чрезвычайно высокие стандарты точности, требующиеся при производстве изделий дополненной реальности.

Для создания таких структур необходимы специальные наноматериалы, которые производит компания Inkron, обладающая обширными компетенциями в области нанотехнологий. Компания Inkron изготавливает полимер, который соответствует показателю преломления 1,9 и является основой для НИЛ. Этот полимер применяют для отпечатывания до 24 комплектов волноведущих структур на одной 300-миллиметровой пластине Schott RealView™ при помощи полностью интегрированной и проверенной на практике платформы для НИЛ HERCULES® NIL (рис 1) от компании EV Group. Этот продукт сочетает в себе опыт компании Schott в области изготовления стеклянных пластин, инновационный продукт — полимер, разработанный компанией Inkron со стандартными возможностями НИЛ от компании EVG и архитектурой для волноведущих структур от компании WaveOptics, ведущей компании по разработке оптических систем для высокопроизводительных волноводов. Все компании прикладывают максимум усилий и объединены в стремлении сформировать будущее дополненной реальности.

Каковы потребности современного рынка дополненной реальности?

Современному рынку необходимы стеклянные материалы с высоким индексом преломления, но при этом должно быть обеспечено согласование с соответствующими нанополимерами для НИЛ. Данная потребность обусловлена растущим спросом на устройства дополненной реальности. Благодаря нанополимеру от компании Inkron, позволяющему согласовать оптические свойства стекол последнего поколения компании Schott RealView™ и отвечающему требованиям процесса массового производства НИЛ компании EVG, появилось недостающее звено в системе изготовления волноведущих структур широкого поля зрения для систем дополненной реальности следующего поколения.

Каков следующий шаг на пути к общедоступным устройствам дополненной реальности?

Ответ однозначен: развитие технологий и серьезная эволюция на пути к потребительскому рынку. С одной стороны, это появление инновационных стеклянных пластин, созданных специально для продуктов дополненной реальности и обладающих всеми необходимыми свойствами. С другой — это «наполнение» изготовленных изделий «оптической жизнью» и, как следствие, готовность к крупносерийному производству.

Выполнение первого требования обеспечила компания Schott, предоставив 300 мм стеклянные пластины RealView™. Второе требование выполнила компания EVG — это технология НИЛ и полностью модульная система HERCULES® NIL, которая может воспроизводить структуры с необходимым размером и необходимой точностью на подложках диаметром 300 мм. Два этих «шага» были бы бесполезны без технологий компании WaveOptics — дифракционных волноводов с широким углом обзора и нанополимера компании Inkron. Конечным успешным результатом усилий всех участников стали линзы для очков дополненной реальности (рис 2).

Рисунок 2. Технология дифракционных волноводов WaveOptics
Рисунок 2. Технология дифракционных волноводов WaveOptics

«Стеклянная» инновация, которая вдохновляет целую индустрию

Компания Schott — непревзойдённый эксперт по стеклянным материалам, постоянно улучшающий качество оптического стекла для проектов, используемых в разработках и производстве устройств дополненной реальности. Компания создает инновационный продукт нового поколения — новейшие волноведущие структуры, что позволяет создавать на основе их продукции — стеклянных пластин — устройства дополненной реальности нового поколения. Стеклянные пластины компании Schott RealView™ (рис 3) признаны ключевым компонентом для устройств «полного погружения» и получили награду за ключевой компонент для дисплеев дополненной реальности в номинации «Компонент года» на отраслевой выставке в 2019 году от «Общества информационных дисплеев» (SID).

Рисунок 3. Стеклянная пластина компании Schott RealView™ с отпечатками НИЛ-структур
Рисунок 3. Стеклянная пластина компании Schott RealView™ с отпечатками НИЛ-структур

Стеклянные пластины компании Schott RealView™ с высоким показателем преломления являются ключевыми компонентами гарнитур нового поколения для дополненной реальности. Они — основа для многослойных RGB-волноведущих структур, т.е. ключевая часть блока отображения дополненной реальности, который обеспечивает полное погружение в захватывающий мир дополненной реальности.

Что скрывается за технологией RealView™ и как она работает?

RealView™ — это технология пластин для производства устройств дополненной реальности с высоким коэффициентом преломления. Цифровой и реальный мир растут вместе. Дополненная реальность объединяет виртуальный контент с нашим взглядом на мир, позволяя погрузиться в нашу личную или профессиональную жизнь. Умные очки или устройства с креплением на голову (рис 4) — наиболее эффективный пользовательский интерфейс для удобного использования, обеспечивающий максимальные комфорт и свободу.

Рисунок 4. «Умные очки» с технологией RealView™
Рисунок 4. «Умные очки» с технологией RealView™

Это оптическое стекло позволяет управлять широкоформатным изображением с яркими цветами и высокой контрастностью. Для плавного слияния обоих миров пластина должна обеспечивать не только лучшую передачу и высокий показатель преломления, но и превосходную точность с точки зрения качества поверхности и геометрии. Применение технологии RealView™ в устройствах дополненной реальности и, конкретно, в «умных» очках может быть использовано повсеместно: в медицине, индустрии развлечений, путешествиях, обучении и т.д.

Технология световода предусматривает еще более глубокое погружение в дополненную реальность. Принцип работы технологии показан на рис 5.

Рисунок 5. Технология дифракционной световедущей структуры Schott RealView™
Рисунок 5. Технология дифракционной световедущей структуры Schott RealView™

Принцип работы технологии:

  1. Проектор излучает световые волны цифрового изображения в направлении световодов (Schott RealView™).
  2. С помощью решетки световые волны проектора направляются в световод в определенном положении.
  3. Световые волны каждого цвета выводятся n раз в определенной области решетки. Поскольку каждый человеческий глаз имеет индивидуальную форму, световые волны должны быть развязаны n раз (в технологии световода обычно используются три стеклянные пластины, каждая из которых служит световодом для одного цвета в цветовом пространстве красно-зелено-синего (RGB). В этом упрощенном изображении показано только одно изображение RGB).
  4. Мобильный нефиксированный человеческий глаз воспринимает как цифровое, так и реальное изображение. Это создает впечатление дополненной реальности.

Только использование всех перечисленных технологий в совокупности позволит получить продукцию наивысшего качества с максимальным выходом годных в крупносерийном производстве, а также решить задачи по прототипированию и подобрать индивидуальные решения на ранних стадиях разработки.

Есть ли альтернативы технологии Schott RealView™?

Альтернативой технологии может быть технология дополненной реальности от Displex, в основе которой лежат волноведущие структуры для создания полноцветного изображения, сформированные на одной пластине. Данная концепция уникальна, поскольку обычно один или максимум два основных цвета распространяются на одной пластине, и требуется многослойная структура для создания полноцветного изображения (обычно таких пластин три). Конструкция волноводов Displex чрезвычайно сложна, но крупномасштабное производство относительно простое по сравнению с решениями, где для полноцветного отображения требуется несколько пластин. Такой подход делает волноведущую структуру для дополненной реальности от Dispelix самой тонкой, а готовый продукт — легким и простым в интеграции с дисплеями для устройств дополненной реальности на рынке. Но пока данная технология сильно уступает в ширине угла обзора (30° против 60° Schott RealView™), что не создает серьезную конкуренцию на рынке стекол для устройств дополненной реальности.

На рис 6 представлен мини-дисплей Dispelix DPX 30° с углом обзора 30° для устройств дополненной реальности.

Рисунок 6. Мини-дисплей Dispelix DPX 30° для устройств дополненной реальности.
Рисунок 6. Мини-дисплей Dispelix DPX 30° для устройств дополненной реальности.

Рынок устройств дополненной реальности активно развивается в настоящее время, что открывает безграничные возможности конкуренции для исследовательских и производственных компаний.

Какая же технология займет лидирующую позицию на этом рынке? Ответ на данный вопрос мы получим в обозримом будущем.

В статье использованы материалы с сайтов компаний EV Group https://www.evgroup.com , Scott https://www.schott.com , Dispelix www.Dispelix.com , WaveOptics https://enhancedworld.com , Inkron http://inkron.com

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен