Найти тему
Ювелирный Клуб

О качестве ювелирных изделий.

Я, Злата Сереброва, являюсь независимым экспертом ювелирного рынка и амбассадором проекта Ювелирный Клуб.

Ювелирный Клуб - это социальный интернет проект, созданный независимыми энтузиастами и экспертами ювелирного рынка.
Наша миссия — Помогать  Потребителям ювелирных изделий ориентироваться в непростом  и многогранном мире ювелирных украшений и сделать их приобретение максимально доступным, при помощи современных технологий, креативных и инновационных решений.

Сайт проекта - ювелирныйклуб.рф
Сайт проекта - ювелирныйклуб.рф

В данной статье я постараюсь рассказать Вам о качестве ювелирных изделий и факторах влияющих на него.

Сразу хочу высказать респект всем Российским Производителям ювелирных украшений, т.к. считаю, что само качество изготовления ювелирных изделий – монтировка, шлифовка, огранка и закрепка ювелирных камней (вставок) и т.д. в России находится на достаточно высоком уровне. Общее количество брака ювелирных изделий связанного именно с качеством их изготовления редко превышает 1-2% от общего объема выпуска ювелирных изделий, практически у любого российского производителя.

Основные проблемы в качестве ювелирных украшений у отечественных Производителей лежат в плоскости технологий производства и использовании легирующих металлов, добавляемых в ювелирные сплавы.
Подробнее о драгоценных металлах, ювелирных сплавах, пробах, лигатуре и ее влиянии на качество и цвет ювелирного украшения можно ознакомиться в статьях на канале "Ювелирный Клуб":
"Ювелирные сплавы и пробы драгоценных металлов", "Драгоценные металлы в ювелирном производстве"

Фотографии из открытых источников
Фотографии из открытых источников

Рост курса доллара и цены на золото сильно отразились на рублевой стоимости золотых ювелирных украшений, за последние годы она выросла почти вдвое…
Необходимо заметить, что ювелиры не могут влиять на стоимость золота на мировом рынке, они покупают его по текущим биржевым ценам, и должны соблюдать заявленное количество чистого драгоценного металла в пробе ювелирного изделия при его производстве.
Государство контролирует весь оборот рынка драгоценных металлов и изделий из них через органы пробирного надзора, которые проверяют все выпущенные производителями ювелирные украшения и ставят на изделие пробирное клеймо – пробу, свидетельствующую о содержании чистого драгоценного металла в 1000 единиц сплава.
Проба ювелирного украшения – это государственный стандарт и гарантия содержания чистого драгоценного метала именно в той пропорции, в которой указана в пробирном клейме, но никаким образом не клеймо "гарантии качества" самого ювелирного украшения.

Слайд  поста сообщества "Ювелирный Клуб" в социальных сетях
Слайд поста сообщества "Ювелирный Клуб" в социальных сетях

В отличии от четких и законодательно закрепленных требований к пробе ювелирного изделия, в виде требований по содержанию чистого драгоценного металла в нем, в нашей стране отсутствуют обязательные требования к прочим лигирующим металлам в драгоценном сплаве. Безусловно существуют различные ГОСТы для ювелирного производства, применяемые еще в эпоху СССР (далеко не самые плохие), по которым до сих пор производятся большинство ювелирных сплавов, но технологии не стоят на месте, постоянно появляются новые материалы и рецептуры лигирования драгоценных сплавов.

В России самой популярной пробой золотых украшений является 585 (для справки - на ее долю приходится 95% всех произведенных и/или импортированных в страну изделий) , т.е. в 1000 граммов золотого сплава 585 граммов – чистого золота (999,99 пробы), а остаток 415 граммов - различные лигирующие металлы, влияющие на цвет ювелирного изделия и его технические и эксплуатационные характеристики, которые мы называем – потребительскими свойствами ювелирного украшения.
Давайте разберем эти оставшиеся 415 граммов лигатуры золотого сплава и поймем как они могут ухудшать качество и потребительские свойства ювелирного изделия.
Напомним, что лигатура улучшает потребительские свойства украшения – делает их прочными и носкими, а также способна изменять цвет ювелирного сплава от абсолютно белого (достаточно модного «белого золота»), до черного (да, и такое бывает, но редко встречается в торговой сети)…

Для примера рассмотрим сплав, модного у определенной группы потребителей, «белого золота», чтобы разобраться в его себестоимости, лигатуре и ее влиянии на потребительские свойства готового изделия. Лигатурой для сплава «белого золота» могут быть: Серебро, Никель, Платина, Палладий, Цинк, Родий, Медь - добавленные в различных пропорциях, в четырех вариантах возможного сплава - см. в таблице:

Состав и себестоимость ювелирного сплава "белое золото" 585 пробы. Цены Июнь 2020 г.
Состав и себестоимость ювелирного сплава "белое золото" 585 пробы. Цены Июнь 2020 г.

- Сразу обратим внимание на то, что количество Золота во всех вариантах сплавов одинаковое и на выходе, во всех вариантах, мы получим требуемый нам белый цвет и одинаковую 585 пробу золотого сплава, поэтому любой аргумент типа "это некачественное золото" - полностью снимается.
- Лигатура представленных сплавов состоит из разных металлов, как благородных/драгоценных, так и не благородных, а следовательно более дешевых. Стоимость всех лигатурных металлов сильно разница - в ней есть и очень дешевые металлы типа Цинка за 0,14 руб. за 1 гр., так и очень дорогие (даже дороже самого Золота), например Палладий и Родий.
- Первый вариант сплава (вариант № 1) условно можно назвать – «европейским», т.к. применяется в производстве украшений из белого золота в западноевропейских странах и США. В нем преобладают благородные металлы – 92% и только 8% - неблагородных, именно поэтому себестоимость данного варианта сплава самая высокая. В остальных вариантах сплавов (варианты № 2,3 и 4) доля неблагородных металлов составляет от 15% до 40% и следовательно себестоимость данного сплава ниже «европейского» варианта на 20%.

Лигатурные металлы для ювелирных сплавов. Фото из открытых источников.
Лигатурные металлы для ювелирных сплавов. Фото из открытых источников.

Вы спросите, что здесь плохого, ведь если сплав дешевле, то и себестоимость изделия будет дешевле, а следовательно и цена на ювелирное украшение доступнее для Потребителя…
С экономической точки зрения все верно, но с точки зрения потребительских свойств изделия – не совсем …

При производстве в ювелирные изделия никогда не добавляют опасные для здоровья человека лигатурные металлы, но на некоторые неблагородные металлы у конечных Потребителей ювелирных украшений может быть аллергическая реакция из-за индивидуальной их непереносимости.
Сами драгоценные (благородные) металлы, из которых изготавливаются (либо они применяются в ювелирных сплавах) ювелирные украшения: Золото, Серебро, Платина, Родий, Рутений и т.д. - относительно аллергически нейтральны и не оказывают негативных последствий на кожу человека.
К аллергически опасным металлам относятся: Кадмий, Никель, Свинец, Кобальт, Хром, Медь и т.д. – многие из данных металлов могут использоваться как в ювелирных сплавах, так и в различных химических реакциях, в процессе ювелирного производства.

Вернемся к рассмотрению наших примеров (сплавов "белого золота") в России большинство Производителей добавляют в сплав «белого золота» Никель, который придает золотому изделию необходимый белый цвет, при этом стоимость данного металла невысока. Данный металл является аллергенным и не рекомендуемым для контакта с кожей человека, во многих странах добавление Никеля в ювелирные украшения запрещено на законодательном уровне.
Кроме возможной аллергической реакции на кожу, сплавы «белого золота» с содержанием недорогого Никеля могут со временем изменять цвет и тускнеть/мутнеть, в отличии от сплавов с содержанием дорогого Палладия, которые сохраняют блеск и яркий металлический цвет практически весь период эксплуатации украшения.

Аналогичная ситуация по экономии на лигатуре может наблюдаться и в «классических» для российского рынка сплавах 585 пробы «красного/розового золота» (на долю таких сплавов приходится более 95% всех выпускаемых ювелирных изделий из золота), в которых в качестве основной лигатуры в сплаве применяется недорогая Медь 32% (дающая красный оттенок конечному ювелирному изделию) и 9% Серебра. Медь в подобной лигатуре, со временем, может окисляться и менять оттенок изделия.
В «европейских» сплава аналогичной пробы, доля меди не превышает 5%, а доля Серебра 38%, при этом цвет «европейского» сплава может колебаться от бледно желто-зеленого до желтого (из-за доминирования в лигатуре светлого Серебра).

К сожалению, Потребители ювелирных украшений не смогут точно узнать какие именно лигатурные металлы Производитель использовал в ювелирном украшении, т.к. в нашей стране законом не требуется раскрывать информацию об этом и на бирке/ярлыке ювелирного изделия подобная информация не отображается. Нам, Потребителям, остается только уповать на совесть ювелиров и свои компетентные знания, которые Вы можете получить в нашем Ювелирном Клубе.

Немаловажным аспектом, влияющим на качество ювелирных украшений, является модель способа их производства. Все ювелирное производство можно разделить на две условные группы – Промышленное и Кустарное.

Промышленное(фабричное) производство - характеризуется автоматизированным машинным производством, разделением труда, применением современных технологий и различных систем контроля качества выпускаемой продукции (ОТК и т.д.).

Ювелирная фабрика - промышленное производство. Фото из открытых источников.
Ювелирная фабрика - промышленное производство. Фото из открытых источников.

Кустарное (ремесленное) производство – характеризуется доминирующей долей ручного труда, без его разделения, с применением ограниченного количества средств производства (инструменты и максимум несколько станков), т.е. все работы от начала и до конца выполняются одним или несколькими мастерами-ювелирами простыми и недорогими инструментами и приспособлениями.

Мастер-ювелир - кустарное производство. Фото из открытых источников.
Мастер-ювелир - кустарное производство. Фото из открытых источников.

Экономическая аксиома гласит - при промышленном производстве качество выпускаемых ювелирных украшений выше и стабильней, чем в кустарном производстве, потому что чем выше доля ручного труда и слабее технология производства, тем выше вероятность «человеческого фактора» и ошибок связанных с ним.
Не стоит трактовать данную аксиому прямолинейно и утверждать, что качество работ индивидуальных Мастеров-ювелиров при изготовлении изделия будет хуже, чем у мастеров ювелирной фабрики, это не совсем правильно…
Утверждение означает, лишь то, что в купе все аспекты производства (а это не только физическая работа по изготовлению изделия) у промышленного производства – стабильнее, надежнее и прогрессивнее, что несомненно положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции и его потребительских свойствах.

Говоря о качестве ювелирных украшений стоит упомянуть вопрос о месте их производства. В нашей стране на прилавках можно встретить ювелирные украшения не только отечественных, но и зарубежных производителей. Есть разные споры, мнения и заблуждения о том какие ювелирные украшения более качественные импортные или отечественные...
Опытные и независимые эксперты Ювелирного Клуба ответственно заявляют, что принадлежность ювелирного украшения к стране или региону, где оно изготовлено, напрямую не влияют на качество ювелирного изделия и его потребительские свойства.

Хотите узнать больше?
Подписывайтесь на наш канал и вступайте в сообщества "Ювелирный Клуб" в социальных сетях.
Станьте опытными и компетентными потребителями ювелирных украшений!

Благодарим за внимание ждем лайки и комментарии :):):)

Подписывайтесь на наш канал - https://zen.yandex.ru/jewelry_club

Будем рады видеть Вас в наших сообществах в социальных сетях:

https://vk.com/jewelry_club_rus

https://www.instagram.com/jewelry_club_rus/

Сайт проекта - https://ювелирныйклуб.рф

-8

Еда
6,93 млн интересуются