Если человека встречают по одежке и провожают по уму, то первое впечатление о салоне красоты у клиента начинает складываться, как только он попадает в зону ресепшн (входную зону). Несомненно, что ее планировка, меблировка и внешний вид зависят от общего дизайна всего салона, от вкуса и средств владельца, но тут важно помнить о том, для чего в первую очередь предназначено это пространство, а значит, у и ресепшн должна быть «своя» концепция.
С чего начинается салон для клиента? Если говорить о внутреннем помещении, то, разумеется, с входной зоны, или, как теперь мод но говорить, с ресепшн. Наш журнал уже писал о дизайнерских решениях этого помещения салона красоты, но я хочу рассмотреть входную зону с позиции оптимальной организации рабочего места администратора как главного специалиста по продажам услуг салона и сопутствующей продукции. Работа этого сотрудника одна из самых сложных и важных, но руководители предприятий ин дустрии красоты зачастую забывают об удобстве рабочего пространства «главного продавца».
День администратора представляет собой постоянно сменяю щиеся действия: общение с клиентами по телефону, заказ косметической продукции, встреча и проводы посетителей, кон сультации и продажа профессиональных средств, слежение за чистотой солярия, разрешение конфликтных ситуаций (не дай Бог, тьфу, тьфу, тьфу, но всё же бывает) и т.д. Таким образом, занимаясь обустройством зоны ресепшн, важно помнить о том, что эта территория принадлежит администратору и именно это пространство салона должно ПОМОГАТЬ ему в ежедневной дея тельности — продаже услуг и продукции.
Первое правило планировки зоны ресепшн: входная зона и зона ожидания должны полностью просматриваться с рабочего мес та администратора. Администратору должен иметь возможность всегда, даже когда он записывает клиента на услугу или говорит по телефону, хорошо видеть входящих, выходящих и находящихся в зоне ресепшн посетителей салона. Удобное рас положение стойки администратора позволяет работнику вовремя встать, приветствовать клиента, предложить ему свои услуги, помощь в выборе товаров, представленных в витринах. Кроме того, визуальный контроль администратора минимизирует воровство тех же товаров или предметов верхней одежды клиентов (однако, оговоримся, 100-процентную гарантию безопасности могут дать только такие меры безопасности, как: видео наблюдение, «живая» охрана, домофон, застекленные «под ключ» витрины и т.п.).
Общепринято считать, что зона ресепшн должна состоять из стойки ресепшн, гардероба для верхней одежды посетителей, витрин для продаж продукции, места для отдыха и ожидания клиентов. Однако бы вает, что этот традиционный подход нарушается. «Возмутителями спокойствия» выступают салоны-»авангардисты», те, кто применяет нетрадиционные марке тинговые решения для повышения продаж услуг и сопутствующей продукции. Многие азиатские салоны (например, в динамично развивающемся Китае) вообще отказались от традиционно решенной (кресла — стулья — журнальный столик) зоны ожидания посетителей. И сделали это совершенно осознанно. Идея отказа от традиционной зоны ожидания звучит следующим образом: «Когда клиент си дит в кресле в ожидании услуги, он не вовлечен в процесс рекламы и покупки услуг салона. Поэтому необходимо трансформировать зону ожидания клиентов в зону рекламы, где клиент сможет провести время с пользой для себя и пер спективой для салона». В салонах, исповедующих такой подход, кресла для ожидания и журнальные столики заменили на нейл-бары (пока клиент ждет, ему, например, бесплатно перекроют ногти лаком или придадут им форму, параллельно рекламируя весь спектр услуг ухода за ру ками) или на зону диагностики состояния волос и кожи головы (пока клиент ждет, ему бесплатно проводят диагностику состояния волос, кожи головы, дают реко мендации по уходу за волосами как в салоне, так и в домашних условиях). Решений может быть много, но цель их одна: не тратить время клиента, использовать его с пользой и для клиента, и для салона, продавать (услуги, товары) всё время, по ка клиент находится в салоне.
Руководители российских салонов красо ты, конечно, более консервативны, чем их коллеги из Азии. На одной из послед них конференций по менеджменту и мар кетингу салонного бизнеса, на которой мне удалось побывать, предложение лек тора отказаться от зоны ожидания было встречено в штыки. Оно и понятно — непривычно, нестандартно. Но, может быть, все-таки стоит попробовать?
Если же исходить из привычных нам «консервативных» принципов оборудования зоны ресепшн, то перечень мебели и технического оснащения будет выглядеть следующим образом:
- Уголок потребителя (обозначим пунктом первым эту «святая святых» салона красоты).
- Гардероб для верхней одежды кли ентов (если салон небольшой, дос таточно красивой вешалки с «пле чиками» и полки для головных уборов, а также подставки под зонтики). Хороший вариант — шкаф-купе, который можно разместить в зоне ресепшн и интересно сочетать с интерьером салона. Кстати, в гардеробе должно быть предусмотрено место для стула или полочки, куда клиент может поставить свои вещи (сумку, дипломат и пр.) на время раздевания-одевания. И не забудьте зеркало в полный рост!
- Если у вас SPA-салон или косметиеская клиника, то по правилам санитарии и гигиены необходимо, чтобы клиенты могли в зоне ресепшн (а еще лучше в тамбуре, сразу при входе в салон, если таковой имеется) надеть од норазовые бахилы. Соответственно нужно поставить либо емкость для чис тых бахил, либо автомат для выдачи (есть и для обувания) бахил. И не за будьте предусмотреть емкость для ис пользованных бахил.
- Традиционная зона ожидания должна быть оснащена жур нальными столиками, рядом с которыми непременно дол жны располагаться подставки-карманы для журналов. Де ло в том, что если не предусмотреть такой мелочи, то весь набор предлагаемых вами глянцевых изданий разместится на жур нальных столиках, предназначенных в первую очередь для сервировки прохладительных напитков, чая или кофе. Кроме сто ликов, нужны «посадочные» места. В большинстве российских салонов в зоне ожидания располагаются двух- или трехместные диваны, занимающие, как правило, довольно много места. Между тем специалисты советуют заменить диваны компактными креслами. Такой подход позволит добиться большего психологического комфорта, так как зачастую на двухместном диване располагается только один посетитель или посетитель и его су мочка, а сидеть «в тесноте, да не в обиде» современные клиенты особого желания не испытывают.
- Довольно часто в целях рекламы в зоне ресепшн устанавливают (монтируют на стену) ЖК или плазменную панель (телевизоры на подставке постепенно уходят в небытие), где демонстрируются ролики о данном салоне красоты, его услугах. Так знакомят клиентов с персоналом, демонстрируют ми ни-фильмы о профессиональной продукции, которая предлагается в магазине салона красоты. Кроме профессионального видео, по телевизору демонстрируется информация об акциях, бонусных системах, скидках, показываются фильмы о поездках персонала на повышение квалификации в Москву или за границу, самостоятельно снятые репортажи с выставок, конкурсов, показов, в которых участвовали сотрудники салона красоты. Всё это не только информирует клиентов, но и придает солидность салону в их глазах, вызывает у них желание получше ознакомиться с продукцией и услугами, а также множество вопросов, отвечать на которые приходится в первую очередь администратору, а затем и мастерам салона.
- Нельзя забыть и об обязательной составляющей любого современного салона красоты или даже парикмахер ской — витринах для продажи косметики и аксессуаров. Тем более что многие специалисты салонного бизнеса утверждают, что красивые и правильно оформленные с точки зрения мерчендайзинга витрины спо собны привлечь внимание даже тех кли ентов, которые не имеют потребности в представленных на полках продуктах. Оборудуя ресепшн, воспользуйтесь главным правилом: витрин должно быть много, чтобы можно было разместить в них много продукции и... продавать, продавать, продавать. Витрины могут быть двух типов: это шкафы, или горки, располагающиеся вдоль стен, и стойки (открытые витрины или дисплеи), располагающиеся самостоятельно в любом месте зала. Нужно, чтобы ос новной принцип расположения витрин соответствовал утверждению: «Любой продукт в магазине должен быть доступен покупателю и администратору сало на, который обязан вовремя предоставить необходимые консультации и об разцы пробников». Следовательно, вит рины тоже надо располагать в зоне видимости и оперативной досягаемости администратора.
- Собственно «уголок» администратора состоит из нескольких составляющих: стойки ресепшн, стульчика администратора, оборудования и аксессуаров, требуемых для работы.
Выбирая стойку ресепшн, заранее опишите всё, что необходимо будет на ней (и в ней) расположить.
Во-первых, нужно вспомнить о телефонных аппаратах. На стойке ресепшн должен располагаться как минимум один обычный теле фон (в некоторых салонах телефон-факс или «системный» теле фон, если в салоне установлена АТС) и один радиотелефон (для клиентов, которым нужно сделать звонок, или для администратора, если ему необходимо отойти от своего рабочего места).
Далее стоит решить, будет ли у вас на ресепшн располагаться компьютер (автоматизированное рабочее место администратора) . Если будет, то нужно предусмотреть в стойке место для сис темного блока (он нуждается в нормальном притоке свежего воздуха и боится перегрева!), монитора (ЖК, разумеется), блока бесперебойного питания (вы же не хотите зависеть от перепадов в энергосетях!), мышки, клавиатуры и других периферий ных устройств (принтера, например, хотя он вполне может рас полагаться в комнате менеджера/директора или на складе). Некоторые салоны в целях экономии места приобретают для АРМа администратора ноутбук. Вещь красивая, хорошая и дорогая, но... переносная. Покупая ноутбук для ресепшн, не поскупитесь на специальный шнур с кодовым замком для него. Тогда у вори шек просто не будет шансов унести его с собой.
Не забудьте о кассовом аппарате, под него тоже нужно место на стойке ресепшн, а также отведите место для терминала для при ема кредитных карт (надеемся, что вы — современный руководитель и работаете с клиентами по «безналу»).
В стойке ресепшн нужно предусмотреть место для размещения проводов (исходя из вышеприведенного перечня их будет нема ло) . Обычно либо стойка ресепшн примыкает к стене, из которой делается вывод всех проводов, либо вывод проводов предусматривается в процессе ремонта в том месте пола, где планируется размещение стойки.
На рабочей поверхности стойки необходимо отвести место для канцелярских принадлежностей постоянного (частого) использования: калькулятора, ручек, скрепок, степлера и т.п.
Отлично, если на стойке ресепшн всегда будет идеальный поря док, поэтому предусмотрите выдвижные ящики (запирающиеся на ключ) для разных важных документов (книга кассира-операциониста, документы на кассовый аппарат, первичные кассовые документы об обслуживании — «карточки клиентов (зака зы-наряды)» и пр.). И не забудьте, что для ваших клиентов и для проверяющих инстанций необходима обширная «библиотека» сертификатов. Имеет смысл либо организовать ее в стойке ресепшн, либо (что более рационально) отвести под документацию нижнюю (наименее интересную для продаж) часть витрины. Главное, чтобы она была с двер цами (либо глухими, либо стеклянными тонированными, чтобы не портить картину красивого оформления магазина) и запиралась на ключ. Кстати, под «эти де ла» можно пустить нижнюю часть всех витрин, ведь где-то придется разместить и упаковку, и запас пробников, реклам ных проспектов и брошюр.
На стойке ресепшн обязательно должна быть не только рабочая поверхность администратора, но и «рекламная» по верхность (собственно ее-то и видит кли ент), на которой размещаются: подстав ка для визитных карточек салона, рек ламные буклеты салона, рекламные объявления о новинках (распродажах), а иногда и сами товары (корзины с «сей- лом») или новинки. Необходимость тако го «контактного» размещения очевидна: клиент обязательно отреагирует на рек ламу, в отличие от размещения ее в дру гой зоне ресепшн (в витрине или на жур нальном столике). На этой «клиентской» поверхности ресепшн многие салоны располагают прайс-лист (хотя это и необязательно, так как прайсы современных салонов часто очень внушительны, весят более килограмма и требуют вдумчивого ознакомления в положении «сидя»). Ну и, конечно, эта поверхность стойки ресепшн используется для расчетов клиентов с администратором. - Несколько слов о музыке. Без нее в салоне явно «чего-то не хватает». Поэтому большинство предприятий индустрии красоты оборудовано «музы кальным сопровождением». Это могут быть как обычные магнитофоны, так и се рьезные аудиоустановки с возможностью автоматического выбора той или иной композиции. Еще один вариант — это за пись музыкальных треков в память ком пьютера. Так или иначе, вне зависимости от того, какой из перечисленных вариантов представлен в конкретном салоне, «дирижирует» всем этим многоголосьем опять же администратор, а значит, и пульт управления музыкальной аппарату рой должен быть неподалеку от стойки ресепшн, а лучше даже — встроен в нее.
- Напитки обычно подаются клиентам, находящимся либо в зоне ресепшн, либо на обслуживании.
Но для заведений эконом-класса вполне допустимым вариантом является размещение в зоне ресепшн автомата для приготовления горячих напитков (как вариант, торговый автомат с охлажденными напитками или шоколадны ми батончиками). Каждый подобный агрегат, расположенный самостоятельно, потребует примерно 4 кв. м площади; если размещать «по два», то 6 кв. м.
Какую же площадь нужно выделить для входной зоны (зоны ресепшн)? Государство считает (СанПиН 2.1.2.1199-03), что зал ожидания должен быть не менее 3 кв. м (если в салоне до 10 рабочих мест) плюс 1,5 кв. м на каждое последующее рабочее место, а гардероб для посетителей — не менее 0,3 кв. м. Однако площадь зала для ожидания и гардероба не должна быть менее 6,0 кв. м.
Хватит ли 6 кв. м (размер кухни в панельной девятиэтажке) для полноценной зоны ресепшн с торговлей и стойкой администратора, местом для ожидания и гардеробом? Вопрос риторический. Конечно, нет. Бесспорно, нужно заставлять работать каждый квадратный метр площади, но разумно, не в ущерб собс твенному бизнесу и торговле услугами и товарами. И всегда нужно учитывать особенности и пропускную способность каждого заведения в отдельности.
И напоследок несколько маленьких рекомендаций.
- Обязательно составьте для своего администратора список всех телефонов сотрудников салона (домашний, мобильный, телефон супруга/супруги), включая всё руководство разуме ется, и список телефонов всех проверяющих инстанций, ава рийных и ремонтных служб (не дай Бог что случится!).
- Сделайте удобным вызов мастера администратором на ре сепшн (телефонные коммуникации, внутренняя АТС).
- Помните о том, что, как бы хорошо ни была оборудована зона ресепшн, особенно важно, чтобы сотрудники салона использовали ее строго по назначению. Из персонала в зоне ресепшн постоянно должен находиться только администратор. Специалисты салона попадают сюда лишь тогда, когда встречают клиента и провожают его, плюс к этому — когда проводят продажи косметики с витрин. В противном случае зона ресепшн превращается в своего рода клуб для всего коллектива: посетителям приходится наблюдать печальную и, увы, типичную картину — администратор, охранник, уборщица и кто- нибудь из мастеров смотрят по телевизору последние новости или юмористическую передачу, а клиент робко ждет, когда же на него обратят внимание.
- Позаботьтесь о безопасности вашего салона (продумайте сис тему охраны, хранения верхней одежды клиентов), не перекладывайте ее целиком на плечи администратора — он «глав ный продавец», а не охранник и не гардеробщик.
- Сделайте входную зону «рекламной» — максимально говорящей клиентам о ваших услугах, ваших специалистах, ва ших товарах (если у специалистов есть дипломы, грамоты, кубки, оформите ими стены ресепшн; если у салона есть рек лама и публикации в прессе, оформите ими специальную «информационную доску» и разместите ее на ресепшн).
Кстати, еще одно «азиатское» веяние: ресепшн многих сов ременных салонов начинается... с большого и очень краси вого изображения (плаката), а не с «девушки за стойкой».
Может быть, это тоже интересная идея?
Подписывайтесь на мой канал Яндекс Дзен – впереди много интересного.
Еще рубрики, статьи, видео на моем канале - SNI Яндекс Дзен. Индустрия красоты. Красивый бизнес. Услуги салона красоты.