За то время, что я проработал в автосервисе, я могу сказать что наиболее частой неисправностью двигателя является электрика, но если электронные блоки зачастую просто "глючат", то реальной механической проблемой, встречающейся чаще других является прогорание клапанов.
Проявление неисправности следующее: компрессия в цилиндре падает, крутящий момент, создаваемый этим цилиндрам также падает и датчик положения коленвала сразу же это определяет. Дальше на современном автомобиле датчик связывается с контролёром и тот фиксирует наличие этой ошибки. Но даже при отсутствии диагностик, любой автослесарь померит компрессометром давление в цилиндрах и сразу станет грешить на прогар клапанов.
Сегодня же не будем более подробно говорить о диагностике и ремонте, а разберём четыре, самые распространённые причины возникновения прогорания клапанов.
Обеднённая смесь или неправильный угол зажигания
Здесь сразу же интересный момент. Дело в том, что две эти причины совершенно разные, но воздействуют на клапана совершенно одинаково. Дело в том, что температуру горения бедной смеси выше, а гореть она будет дольше. Тоже самое можно сказать про угол зажигания, поскольку если он будет поздним, то и догорание смеси будет происходить позже и видимо уже за пределами камеры сгорания почти как на картинке :)
Ну а дальше всё очень просто. Наступает такт выпуска отработавших газов, а в камере до сих пор горит смесь. Как результат происходит перегрев выпускного клапана, который со временем прогорает.
Неправильная регулировка клапанов
При отсутствии в двигателе гидрокомпенсаторов, его клапана нужно периодически регулировать, поскольку неотрегулированный клапан или отрегулированный неправильно может также прогореть из-за образующегося зазора в приводе.
Дело в том, что в процессе работы стержень клапана нагревается и расширяется, а зазоры как раз таки компенсируют такое расширение. Если не обеспечить этого зазора, то нагретый стержень клапана упрётся в кулачёк распредвала и в толкатель, тарелка к седлу перестанут прилегать плотно, отвод тепла ухудшится и вот он снова прогар клапана.
Масложор в двигателе
Повышенный расход масла в двигателе также является угрозой для клапанов, поскольку в этом случае масло, попадая на тарелку и стержень клапана, со временем образует на нём нагар, в результате которого тарелка также хуже прилегает к седлу, а дальше мы уже проходили в предыдущем пункте.