В ноябре я обратила внимание на то, что очень многие стали возмущаться выставкой Фаберже в Эрмитаже. Письмо опубликовал знаменитый коллекционер из Лондона, стали возмущаться в своих блогах эксперты и даже светские хроникёры типа Божены Рынска. Я молчала, хотя была одной из первых, которой дали посмотреть вплотную роскошную коллекцию из пасхальных яиц Виктора Вексельберга , которые тот в 2004 году привез и выставил в музеях Кремля. Я могла смотреть на подготовку экспонатов и впервые в жизни видела реальную непередаваемую красоту шедевров русских ювелиров. В те годы я много занималась исследованием пропажи золота Романовых и расхищением сокровищ Российского императорского дома.Можно поискать те мои публикации в «Российской газете».
Сейчас же меня взволновали сами темы, поднятые в связи со скандальной выставкой в Эрмитаже ( не путать с замечательной коллекцией музея Фаберже). В своей нынешней статье на сайте ВВС под названием «Роковые яйца» автор четко расставляет акценты. Мне, кроме возмущения, добавить нечего. Потому что есть очевидные вещи для музея мирового статуса: не выставлять спорные вещи. А тут очевидно спорные экспонаты стоят на знаменитой выставке! Многие мне говорили, что экскурсоводы стыдливо просили визитеров не фотографировать некоторые экспонаты.Сейчас стараются очень некрасиво все свалить на скончавшуюся в июле прошлого года искусствоведа этой выставки Марину Лопато- и это ужасно стыдно и не благородно.Но ведь речь идет о миллионах!
Средняя цена за пасхальное яйцо Фаберже- 30 миллионов долларов сегодня. Но все ли представленные экспонаты оригиналы или тут есть страшный феномен «фальшберже»? Специалист и знаменитый искусствовед музеев Кремля Т.Мунтян об этом много раз говорила. Рынок фальшивок и подделок процветает.Я расскажу вам, как все начиналось…
Рене Лалик- да,да, именно этот гений ювелирки- не раз уговаривал мастеров у Фаберже уехать работать к нему во Францию. Боюсь сейчас наврать с фамилией знаменитого уральского резчика по камню у Фаберже, которого Лалик долго обхаживал и все сватал за него свою дочь.Некоторых мастеров все же удалось переманить у Фаберже и те уехали в Париж из неспокойного Петербурга 1904-1917 годов. Увезли они с собой и секреты ювелирных техник. Я напомню, что многие шедевры делали совсем не сами Фаберже, а именно приглашенные мастера- как карельский самородок Михаил Перхин,создавший шедевры самых роскошных пасхальных яиц у Фаберже.
Каждому такому мастеру Фаберже разрешал иметь свой магазинчик, а так же выдавал клейма свои и разрешальвместе с клеймом Фаберже клеймить изделия и своим именным клеймом- у меня в коллекции были запонки Фаберже с клеймами Перхина «М.П.» и «Фаберже». То есть давайте сразу понимать- клейм Фаберже, причем, оригинальных, было несколько десятков.
После бегства Фаберже из революционной России, красного террора и изъятия ценностей, сокровища Фаберже попали не только в Оружейную палату. Есть документальные сведения о том, что клейма использовали чекисты.Они наводнили жадный до русских сокровищ рынок драгоценностей в Европе и США огромным количеством подделок наравне с оригиналами Фаберже.Сокровища Красная власть выменивала на хлеб. Вот об этом я тоже много писала в нулевые. Позже успевшие эмигрировать ювелиры , осевшие по миру, стали копировать изделия Фаберже и рынок фальшберже стал гиганстким. Часто определить где оригинал- а где фальшивка было невозможно.Уровень работ был высок- а печати- то ставили настоящие! Но после 30-х годов наступил перелом. Исчезло старое поколение ювелиров и фальшивки стали более топорными, грубыми. Мне как-то в 90-е рассказывал в интервью петербургский ювелир Аннанов:
-В советском Ленинграде практически не было настоящих мастеров, к примеру, по горячей эмали, которой славился Фаберже. Слово «гильошировка» приводило ювелиров в ужас, ведь просто никто не понимал, как это сделать.
Поэтому было так много грубых плохих ювелирных работ- мастерство надо передавать из рук в руки, а связь нарушилась и традиции исчезли.Мне и моим коллегам пришлось все начинать с нуля.
Фальшивки стали заметнее и рынок пасхальных кулонов за 25 долларов штука просто стал профанацией искусства эмали.
Подделки делали как во Франции в 50-е, так и в США в 70-е. Лично держала такие «пасхальные яйца» в руках. А ведь клейма так и остались старыми, родными!
Помню первые аукционы антиквариата в ЦДХ- где запросто можно было найти брошь Фаберже с бриллиантами.Бриллианты и клейма настоящие- а вот когда ее изготовили- одному Богу известно…
Сегодняшняя скандальная выставка удивляет одним- не секрет, что рынок антиквариата третий по прибыльности после рынка оружия и веселящих веществ. Ввести подделку в статусную коллекцию авторитетного музея и выпустить каталог с заведомой фальшивкой- это дать жизнь подделке.Которую потом станут «втюхивать» кому-то из нуворишей. Поэтому так важно сейчас заставить всех честно и открыто выступить,включая господина Пиотровского. Потому что репутация и честь- это важнее всего, господа!