Чтобы поставить в автомобиль газобаллонное оборудование (ГБО), владельцу машины нужно собрать десяток документов, несколько раз съездить в ГИБДД, заново пройти техосмотр, а еще заплатить за различные справки. Эксперт по автомобильному рынку Сергей Бургазлиев уверен: процесс перевода машин на газ слишком бюрократичный и слабо управляемый. Эксперт предлагает решение — оцифровать все процессы и создать систему транспортного экологического мониторинга: СИТЭМ.
Как переводят машины на газ сейчас
По данным ГИБДД, в России переводят на газ около 30 тысяч автомобилей в месяц. Официальная статистика учитывает далеко не все: многие автовладельцы не регистрируют газобаллонное оборудование, так как это слишком сложно и требует денег.
«Люди вынуждены платить лабораториям, которые вместо оценки безопасности выдают сомнительный документ — заключение предварительной технической экспертизы».
Так, владельцу машины нужно сделать экспертизу, которая подтвердит, что можно устанавливать газовые баллоны. Дальше следует приехать в ГИБДД и получить разрешение. После переоснащения автомобиль необходимо пригнать в испытательную лабораторию, где его проверят на безопасность. Такие лаборатории обычно есть только в областных центрах, и то не везде. С собранными документами хозяину машины с ГБО снова надо посетить ГИБДД, чтобы внести изменения в документы: свидетельство о регистрации и ПТС.
«Люди вынуждены платить лабораториям, которые вместо оценки безопасности выдают сомнительный документ — заключение предварительной технической экспертизы. Это филькина грамота, — считает Сергей Бургазлиев. — Нигде не написано, кто несет ответственность за это заключение. Нет методических рекомендаций, как проводить саму экспертизу. Да и газобаллонное оборудование уже имеет сертификаты соответствия. В ГИБДД перерегистрация растягивается на несколько недель. Люди, чтобы сделать быстрее, платят так называемым бегункам, то есть посредникам, которые заносят документы с черного входа».
Что можно улучшить
Как утверждает Сергей Бургазлиев, процесс перевода автомобилей на газ можно улучшить поэтапно.
Шаг 1. Доработать старый или разработать новый ГОСТ, который будет регламентировать порядок установки ГБО, требования ко всем участникам процесса и самим процессам. Упростить процедуры и отстранить от них сомнительные организации.
Шаг 2. Построить карту взаимодействия: оцифровать процедуры, на основе единой IT-системы наладить обмен данными между ГИБДД, страховыми компаниями, органами по сертификации, центрами установки ГБО, операторами техосмотра. Создателем и оператором IT-системы должно выступать государство — федеральный оператор, который будет собирать данные, контролировать сроки действия сертификатов на баллоны и другую документацию. Возможный штат предприятия — 30–40 человек.
Шаг 3. Организовать мониторинг использования газового топлива в целом по стране. Начать с городского общественного транспорта и транспорта госпредприятий. Оснастить машины датчиками, которые будут собирать информацию, сколько времени автомобиль работает на газу, а сколько на бензине, каков расход двух видов топлива, на каких скоростях ездит транспорт.
Шаг 4. Распространить датчики на частный транспорт через механизмы стимулирования. Например, снижать транспортный налог для владельцев газовых машин в зависимости от того, сколько времени автомобиль ездит на газу, а сколько на бензине. На этом этапе также можно собрать информацию, где заправляются газовые автомобили. Это позволит понять, в каких местах нужны новые газонаполнительные станции. И весь документооборот по переоснащению машин перевести в электронный вид.
Кому это выгодно
По мнению эксперта, цифровая система мониторинга выгодна в первую очередь государству.
«В ГИБДД перерегистрация растягивается на несколько недель. Люди, чтобы сделать быстрее, платят так называемым бегункам, то есть посредникам, которые заносят документы с черного входа».
«Сейчас в стране нет достоверной и полной информации о газовых машинах. Это значит, что нет и данных об экологической эффективности и эффективности госпрограмм по субсидированию перевода техники на газ, — продолжает Сергей Бургазлиев. — Непонятно, как развивается сеть газонаполнительных станций, так как нет данных о том, где заправляются автомобили. Я предлагаю собирать большие данные. СИТЭМ — это фактически инструмент контроля расходования бюджетных средств и единая платформа для всех: автопроизводителей, установщиков оборудования, ГИБДД, станций техосмотра.
Президент еще в 2017 году объявил программу развития газомоторного топлива. Я участвовал в разработке этой программы. Она работает: например, города получают за счет федеральных средств газовые автобусы. Но те KPI, которые есть, недостаточны: невозможно понять ни экономический, ни экологический эффект. Минэнерго, Минтранс, Минпромторг — все занимаются этим, но никто этим не занимается. Только Минпромторг поддержал инициативу СИТЭМ на концептуальном уровне. На госпрограмму поддержки газомоторного транспорта выделено 22 миллиарда рублей до 2024 года, а создание СИТЭМ и цифровизация процессов — это примерно год-полтора работы и 250–300 миллионов рублей.
Мой интерес скорее социальный. Я не прошу себе должностей на госпредприятии, хотя готов взяться, если пригласят. Но больше хочу, чтобы меня услышали, а ведомства занялись этой проблемой всерьез. Россия может получить передовое, недорогое и работоспособное транспортно-инфраструктурное решение, не имеющее аналогов в мире».
Интерес к системе, по словам эксперта, проявляют компания «Газпром газомоторное топливо», автопроизводители, владельцы газовых заправок.