Найти в Дзене
Олег Матвеев

Как формируется человеческое эго, личность, самость

Оглавление
Photo by Bekah Russom on Unsplash
Photo by Bekah Russom on Unsplash

Автором модели, которую мы рассмотрим в этой публикации, является солидный российский ученый Николай Носов (не путать с автором рассказов про Незнайку!))).

В его книге «Виртуальная психология» я нашел много интересных данных о том, как формируется личность, из каких слоев она состоит и некоторыми его идеями хочу поделиться с вами. Термин "самость" тоже из этой книги, мне это слово понравилось, но, в принципе, его можно заменить на более знакомое современному читателю слово "эго".

1. Телесная самость

Телесная самость появляется у ребенка примерно в год-полтора.

Примерно в этом возрасте он начинает отличать свое тело от других физических объектов и начинает более-менее уверенно управлять движением своего тела.

Правильное развитие телесной самости является очень важным, потому что именно она является фундаментом для дальнейшего развития человека.

2. Эмоциональная самость

Примерно в 3,5 года человек начинает достаточно четко эмоционально сепарироваться, дифференцироваться от окружающих.

У него свои эмоции, и он понимает, что это его эмоции, а у других людей эмоции могут быть какие-то другие.

Photo by Danielle MacInnes on Unsplash
Photo by Danielle MacInnes on Unsplash

3. Интеллектуальная самость

Интеллектуальная самость полностью созревает примерно к семи годам. Не случайно именно в этом возрасте ребенок уже готов к обучению в школе.

Семилетка понимает, что у разных людей могут быть совершенно разные мысли по одному и тому же поводу.

Есть мои мысли и состояния и есть мысли и состояния других людей, и они могут сильно отличаться от моих.

4. Личностная самость

К 14 годам появляется личностная самость, т.е. личность как таковая, именно поэтому подростковый возраст считается таким сложным. В 14 лет человек уже обретает способность снимать и одевать различные роли, достаточно гибко менять свое поведение в рамках тех ограничений, которые заданы ему его «операционной системой».

Конечно, нельзя сказать, что в 13,5 лет личности еще нет, а вот в 14 она уже появилась. Личность формируется слоями, постепенно, но к 14-15 годам, как правило, она, в основном, уже сформирована.

Малыш, осваивая телесную самость, падает, ударяется о предметы, набивает шишки, получает травмы. Подросток, выращивая личностную самость, "ударяется" о нас с вами, о сверстников, поэтому больно бывает всем...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

5. Волевая самость

Когда я читал книгу Носова, я вдруг понял, что 21 год – это примерно тот возраст, когда молодые люди доучиваются до третьего курса института, и именно в это время наступает так называемый «экватор», преодолеть который удается не всем. В это время многие студенты начинают отчетливо понимать, что поступили не в тот вуз, и вовсе не этим они хотели бы заниматься в жизни.

В этом возрасте человек обретает, наконец, способность формулировать свои собственные цели. И часто оказывается, что та цель, которая у него была, не является его собственной целью, она не соответствует его истинным устремлениям, и у человека возникает довольно серьезный конфликт.

В чем польза этой модели?

Формирование волевой самости – это как многоэтажный дом. Телесная самость – это первый этаж. На нем надстройка в виде эмоциональной самости. Если с этими этажами все в порядке, то следующий этаж – интеллектуальный, будет построен нормально, у человека будет все в порядке с интеллектом.

Если эти три первых слоя гармонизированы, то у человека появляется способность снимать и надевать на себя роли и быть личностью. И если он с этим делом разобрался, тогда он цели может ставить, потому что у него есть возможность надеть на себя нужную роль, которая приведет его к нужной цели. А если первый этаж у него ветхий, шаткий, то у него и со всеми остальными уровнями тоже будут проблемы.

Если у человека проблемы с телесными границами или с эмоциональными границами, или с интеллектуальными границами, например, если он крайне внушаем, если он легко впадает в эмоциональное слияние, если он постоянно дергается и терзается по поводу своего тела и ему кажется, что он какой-то уродливый и некрасивый, то истоки этих проблем нужно искать в соответствующем возрастном периоде, когда развивалась соответствующая самость.

Что дальше?

Когда-то давно я работал переводчиком с американским психологом Хосе Стивенсом, возможно, вам попадалась его книга «Приручи своих драконов». У него есть интересная система типирования, с помощью которой он консультирует своих клиентов. Но он не типирует людей младше 35 лет, так как считает, что они все еще находятся на стадии становления.

Photo by Lachlan Dempsey on Unsplash
Photo by Lachlan Dempsey on Unsplash

Николай Носов проводит параллели с христианством и пишет о возрасте 33 года.

Это возраст, который биологически соответствует наступлению зрелости человеческого мозга, скажем так.

После этого дальнейшее развитие человека перестает определяться биологией. Соответственно, кто-то дальше развивается, как самостоятельная личность, как духовное существо, кто-то наоборот деградирует, а кто-то вообще этой зрелости так и не достигает – в зависимости от степени сформированности и гармоничности всех слоев, описанных выше.

Литература и полезные ссылки

Интересно? Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить интересное и важное!

Все темы и публикации – в Рубрикаторе канала

-5