Автором модели, которую мы рассмотрим в этой публикации, является солидный российский ученый Николай Носов (не путать с автором рассказов про Незнайку!))).
В его книге «Виртуальная психология» я нашел много интересных данных о том, как формируется личность, из каких слоев она состоит и некоторыми его идеями хочу поделиться с вами. Термин "самость" тоже из этой книги, мне это слово понравилось, но, в принципе, его можно заменить на более знакомое современному читателю слово "эго".
1. Телесная самость
Телесная самость появляется у ребенка примерно в год-полтора.
Примерно в этом возрасте он начинает отличать свое тело от других физических объектов и начинает более-менее уверенно управлять движением своего тела.
Правильное развитие телесной самости является очень важным, потому что именно она является фундаментом для дальнейшего развития человека.
2. Эмоциональная самость
Примерно в 3,5 года человек начинает достаточно четко эмоционально сепарироваться, дифференцироваться от окружающих.
У него свои эмоции, и он понимает, что это его эмоции, а у других людей эмоции могут быть какие-то другие.
3. Интеллектуальная самость
Интеллектуальная самость полностью созревает примерно к семи годам. Не случайно именно в этом возрасте ребенок уже готов к обучению в школе.
Семилетка понимает, что у разных людей могут быть совершенно разные мысли по одному и тому же поводу.
Есть мои мысли и состояния и есть мысли и состояния других людей, и они могут сильно отличаться от моих.
4. Личностная самость
К 14 годам появляется личностная самость, т.е. личность как таковая, именно поэтому подростковый возраст считается таким сложным. В 14 лет человек уже обретает способность снимать и одевать различные роли, достаточно гибко менять свое поведение в рамках тех ограничений, которые заданы ему его «операционной системой».
Конечно, нельзя сказать, что в 13,5 лет личности еще нет, а вот в 14 она уже появилась. Личность формируется слоями, постепенно, но к 14-15 годам, как правило, она, в основном, уже сформирована.
Малыш, осваивая телесную самость, падает, ударяется о предметы, набивает шишки, получает травмы. Подросток, выращивая личностную самость, "ударяется" о нас с вами, о сверстников, поэтому больно бывает всем...
5. Волевая самость
Когда я читал книгу Носова, я вдруг понял, что 21 год – это примерно тот возраст, когда молодые люди доучиваются до третьего курса института, и именно в это время наступает так называемый «экватор», преодолеть который удается не всем. В это время многие студенты начинают отчетливо понимать, что поступили не в тот вуз, и вовсе не этим они хотели бы заниматься в жизни.
В этом возрасте человек обретает, наконец, способность формулировать свои собственные цели. И часто оказывается, что та цель, которая у него была, не является его собственной целью, она не соответствует его истинным устремлениям, и у человека возникает довольно серьезный конфликт.
В чем польза этой модели?
Формирование волевой самости – это как многоэтажный дом. Телесная самость – это первый этаж. На нем надстройка в виде эмоциональной самости. Если с этими этажами все в порядке, то следующий этаж – интеллектуальный, будет построен нормально, у человека будет все в порядке с интеллектом.
Если эти три первых слоя гармонизированы, то у человека появляется способность снимать и надевать на себя роли и быть личностью. И если он с этим делом разобрался, тогда он цели может ставить, потому что у него есть возможность надеть на себя нужную роль, которая приведет его к нужной цели. А если первый этаж у него ветхий, шаткий, то у него и со всеми остальными уровнями тоже будут проблемы.
Если у человека проблемы с телесными границами или с эмоциональными границами, или с интеллектуальными границами, например, если он крайне внушаем, если он легко впадает в эмоциональное слияние, если он постоянно дергается и терзается по поводу своего тела и ему кажется, что он какой-то уродливый и некрасивый, то истоки этих проблем нужно искать в соответствующем возрастном периоде, когда развивалась соответствующая самость.
Что дальше?
Когда-то давно я работал переводчиком с американским психологом Хосе Стивенсом, возможно, вам попадалась его книга «Приручи своих драконов». У него есть интересная система типирования, с помощью которой он консультирует своих клиентов. Но он не типирует людей младше 35 лет, так как считает, что они все еще находятся на стадии становления.
Николай Носов проводит параллели с христианством и пишет о возрасте 33 года.
Это возраст, который биологически соответствует наступлению зрелости человеческого мозга, скажем так.
После этого дальнейшее развитие человека перестает определяться биологией. Соответственно, кто-то дальше развивается, как самостоятельная личность, как духовное существо, кто-то наоборот деградирует, а кто-то вообще этой зрелости так и не достигает – в зависимости от степени сформированности и гармоничности всех слоев, описанных выше.
Литература и полезные ссылки
Интересно? Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить интересное и важное!
Все темы и публикации – в Рубрикаторе канала