57-й полк появился в небе Кубани только осенью, когда шло окончательное освобождение Тамани. Матчасть изучали на старых P-39L, P-39D-2, освоение прошло без летных происшествий.
11 июля из 101-го гвардейского истребительного полка поступили 9 самолетов, один без мотора. 22 июля из 25-го запасного авиаполка пришли 8 новых "Аэрокобр". Полк сформировали по штату 015/284.
Август отвели на отработку слетанности и подготовку молодого пополнения. 28 августа 1943 г. полку вручили гвардейское звание и через две недели отправили на фронт, в состав 229-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии.
9 сентября началась завершающая операция по освобождению Кубани. Полк под командованием гвардии подполковника Осипова работал с аэродрома под Краснодаром, он занимался в основном сопровождением бомбардировщиков. У немцев почти не было здесь авиации, воздушные бои почти не велись. К 9 октября Таманская группировка немецких войск была полностью ликвидирована.
Из-за нехватки истребителей в 4-й воздушной армии в октябре развернули новую авиадивизию на "Аэрокобрах". К 24 октября 1943 г. была сформирована 329-я истребительная авиадивизия в составе 57-го, 101-го и 66-го истребительного авиаполков. Гвардии подполковник Осипов стал комдивом, а 57-й гвардейский полк возглавил гвардии майор Сидоров. По акту сдачи полка, на 25 октября у него было 4 исправных самолета, 5 с различными поломками шасси и 10 машин без тормозных дисков. Тормозные диски были самой дефицитной запчастью с начала 1943 г.
1 ноября 1943 г. из 25-го запасного авиаполка поступили 16 "Аэрокобр". Старые оставались в ремонте до конца года и постепенно их списали.
В ноябре-декабре немцы снова перебросили в Крым эскадру "Удет" и бомбардировочную авиацию. Полк взлетал с кубанских аэродромов и прикрывал советские десанты, которые высаживались под Керчью.
84-й "А" (101-й гвардейский) истребительный авиаполк в начале мая 1943 г. из 229-й истребительной авиадивизии был переведен в 216-ю смешанную авиадивизию, ему меняли "Чайки" и И-16 на Р-39.
Летный состав осваивал "Аэрокорбры" в тылу, рядом с воевавшими полками дивизии. Изучали матчасть по пришедшей 15 мая из 45-го истребительного авиаполка целой и разбитой "Аэрокобре" (P-39L и M). 17 - 20 мая из 16-го гвардейского истребительного авиаполка поступил 5 потрепанных "Аэрокобр" (P-39K и D-2). 27 мая из 25-го запасного авиаполка поступило 10 новых машин (P-39K и P-39D-2).
Поскольку из-за потерь пилотов и самолетов оставить полк не удел возможности не было, решили обратить его на пополнение фронтовых частей.
31 мая в 16-й гвардейский истребительный авиаполк отправили 13 летчиков, а 5 июня - 6 самолетов. Оставшиеся в Тихорецке комсостав и пилоты готовили летный состав и перегоняли самолеты из запасных полков на фронт.
Летом 1943 г. 84-й "А" истребительный авиаполк преобразовали в 101-й гвардейский истребительный.
В августе полк отправили в 11-й запасной авиаполк для переучивания на P-39N и Q, с 10 октября 1943 г. входил в состав 329-й истребительной авиадивизии и воевал в его составе до конца войны. С апреля 1943 г. по май 1945 г. командовал полком майор Павликов.
Читайте также:
Первое воздушное сражение в небе Кубани
Второе и третье воздушные сражения в небе Кубани
Спасибо за прочтение.