Добрый день! Учимся узнавать агрессию: механизмы защиты. Пользуетесь ли ими вы? А ваш ребёнок?
Напомню, здесь мы рассматриваем базовый курс детской психологии.
Первые три года жизни ребёнка - это такой единый процесс, когда каждое последующее звено плавно вытекает из предыдущего. И второе сложно понять, не познакомившись с первым. Мы не сможем сделать жизнь ребёнка безоблачной. Наша задача сделать её переносимой для него. Вручить ему необходимые инструменты согласно его возрасту.
Предыдущие статьи цикла:
От 3 до 6 мес. 1 часть и 2 часть .
От 9 до 14 мес. 1 часть и 2 часть.
От 14 до 24 мес. 1 часть и 2 часть .
Кризис 3-х лет. Агрессия. 1 часть и 2 часть.
Кризис 3-х лет. Учимся опознавать агрессию.
Агрессия адекватная и неадекватная .
Адекватная. Например, если у вас сломан палец и в автобусе вам наступили на ногу. Вы в ответ грубо рявкнули. Количественно это адекватно . Это когда выплеск соответствует стимулу.
Бывает по-другому: вам наступили на ногу, а вы в ответ надели обидчику на голову сумку с яйцами. Так тоже бывает. Это количественно неадекватно .
А теперь представьте, что вы бабушка, проверяющая билеты в автобусе. Вам грубо отказали в оплате за проезд. Вы кричите, что высадите.
Если дело происходит утром. Есть шанс, что кто-то из пассажиров поможет и «зайца» из автобуса высадят. Агрессия бабушки качественно адекватна .
Если же дела происходит ночью, в пустом авдобусе. Заходит в автобус три амбала. И вы грозите выкинуть их. Это уже качественно неадекватно . Это агрессия, не учитывающая, каким будет ответ. Это всё про агрессию на уровне сливания. Когда сила тратится неверно.
Ваш ребёнок должен понимать и оценивать, каким может быть ответ; уметь отслеживать невербальную агрессию в свой адрес.
Если вы ещё не умеете пользоваться силой, которую даёт агрессия и привыкли её сливать. А сливать не получается. Что происходит и как это узнать. Не учимся «сливать», учимся узнавать эти проявления.
Три способа защиты.
1. Избегание . Ситуация вызвала у меня психическое напряжение, а я беру возникшую во мне энергию и «ставлю стену». И получаю ноль. Женщина реально не замечает измены мужа, например, не видит. Человек абсолютно искренне не видит. Это очень энергоёмкая защита, вызывающая синдром хронической усталости. У детей это просто «не рыба, не мясо», «куда посадишь, там сидит». Ничего не беспокоит, но нет сил жить.
2. Взаимодействие. Стенка не ставится, но реальность искажается. Просто берётся аффект, я его рационализирую, объясняю, искажая реальность. Частично это помогает и даёт освобождение. Например, у меня ушёл муж. Я нашла причину – плохо готовлю, и пошла на кулинарные курсы. С ситуацией я всё равно не разобралась, энергию в нужное русло не направила.
3. Зрелая защита. Это когда я реально признаю, что произошло, но я сублимирую. На меня орёт начальник, я ответить не могу и иду в баню париться. Я вижу, что происходит, и сюрприза для меня не будет. Могут уволить, но жить можно.
Все механизмы защиты – это искажение реальности. А характер это то, что помогает нам строить отношения с реальностью. Из-за применения механизмов характер теряется., а он нам нужен, хороший! В следующей статье поговорим о понятии хороший характер . Характер позволяют нам строить отношения с миром. Чем универсальней характер, тем проще это сделать.
Подробнее можно послушать в лекции Екатерины Сокальской :
Подробнее об этом возрасте и других в моих следующих статьях. Благодарю за внимание и подписывайтесь на канал!
Следующая статья цикла здесь.