Найти в Дзене

Готовимся к ЕГЭ, ОГЭ. Пишем «большое» сочинение.

В чем сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Вспомним основные положения так называемого «большого» сочинения – задание 17 ЕГЭ и задание 5 ОГЭ. Минимальный объем – 200 слов (поэтому «большое»). При проверке учитывают следующие критерии: глубину раскрытия темы (как можно разносторонне надо подойти к теме); знание самого произведения, что видно по тому, насколько уместно привлекаются для доказательства эпизоды, монологи, стихотворные строчки, причем на уровне анализа, а не пересказа; опору на теоретико-литературные понятия, то есть использование в сочинении терминов, подходящих для анализа конкретного произведения; композицию сочинения и отсутствие речевых, грамматически и фактических ошибок.

Итак, тема нашего сочинения - В чем сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии Грибоедова «Горе от ума»).

Прежде всего, надо решить, о чем мы будем писать. В этом нам помогут ключевые слова в формулировке темы.

Сложность характера – нельзя сказать, положительный или отрицательный Софья персонаж

Противоречивость характера – одно может исключать другое

Что будем анализировать? Какие эпизоды будут в центре внимания? (Выдуманный сон, эпизод, когда Молчалин упал с лошади, эпизод сплетни.)

А теперь попробуем выявить положительные и отрицательные черты Софьи.

Положительные:

  • из ЭКСПОЗИЦИИ (это термин, который нужно будет использовать в сочинении. Так мы их будем выделять, чтобы было понятно) мы узнаем, что Софья обладает живым умом, независимостью и самостоятельностью мышления. В качестве примера можно привести, например, ее меткие характеристики и Скалозубу, и тому же Чацкому;
  • она не дорожит мнением фамусовского общества («Что мне молва?»), видит его недостатки и пустоту времяпрепровождения; несмотря на опасность скандала, позора, проводит время с тем, кто ей нравится (ночное свидание с Молчалиным). Она очень естественна во всем: и в высказываниях, и в проявлении чувств (эпизод Падение Молчалина); бескорыстна и мечтает о любви.

Отрицательные:

  • Лжет отцу и тайно встречается с «безродным», не видя при этом явных недостатков Молчалина, его лицемерие и подлость; пускает слух о сумасшествии Чацкого, становится причиной его отъезда и из Москвы, и из дома приемного отца.
  • Что сделало ее характер таким?
  • Росла без матери, была избалована отцом, пользовалась определенной свободой, потому что умело им манипулировала; читала сентиментальные романы, которые и сформировали ее представление о жизни и любви.

Развернутый план сочинения

1. Вступление. Прочитай внимательно возможные варианты вступления (отрывки взяты из различных сборников по подготовке к сочинению), переделай, перефразируй, напиши свой вариант

А. «В комедии Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века, при этом автор показывает столкновение «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Б. «Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди».

В. «В пьесе «Горе от ума» Грибоедов запечатлел состояние современного общества, зарождение недовольства среди передовой молодежи, раскол, возникший между «веком нынешним» и «веком минувшим», и нарисовал героя времени. Именно эти особенности комедии обычно изучаются, когда речь заходит о пьесе. Но мало кто обратил внимание, что Грибоедов рассказал о судьбе женщины в первой половине 19 века.

Немногочисленные женские персонажи, созданные на страницах комедии, с которыми связаны две комические темы – сватовства и женской власти – словно стоят на символической лестнице женской судьбы».

2. Переход. Написать, что образ Софьи – один из самых сложных и противоречивых.

Можно здесь упомянуть, что о ней писал Гончаров.

И.А. Гончаров статья «Мильон терзаний»

«Софья – смесь хороших инстинктов с ложью...путаница понятий, умственная и нравственная слепота. Все шито да крыто...Это ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все...Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого – никогда за неимением случая. После катастрофа, с минуты появления Чацкого – оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить – нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечно ее «укоряющим свидетелем», судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личный пороков, а является, как общие черты ее круга...в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте...Недаром любит ее и Чацкий...ей достается свой «мильон терзаний».

3. Основная часть. Чтобы раскрыть тему сочинения, постарайся обдумать ответы на вопросы

Какое образование и воспитание получает Софья? Кто ее воспитывал? Чем она увлекается?

«…Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена, ведь она способна оценить избранника здраво и критически (найди подходящую цитату)»

Как раскрывается характер Софьи в сцене «Разговор с Лизой (1 действие). Не забудь использовать термин «экспозиция»

Как Софья относится к своему окружению, дорожит ли их мнением? (проанализируй «Ночное свидание», отношения с Молчалиным)

Как раскрывается характер Софьи в ее отношениях с отцом. С какой целью она рассказывает придуманный сон? Сделай анализ этого эпизода (Литературоведы называют этот сон «сном наоборот». Подумай почему. Вспомни, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого. Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова. Обрати внимание образы сна: «цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери». Как в них отражается внутренний мир героини, ее мечты о счастье)

Представление о любви. С одной стороны, мечтает о бескорыстных любви, с другой – выбирает Молчалина, потому что он подходит на роль идеального супруга – «муж-мальчик», «муж-слуга»: ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы

Чацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого" именно Софье.

Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что "драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе... первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины».

«Софья не умеет думать - вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь строит по общепринятым образцам («А все Кузнецкий мост, и вечные францукзы,/Откуда моды к нам, и авторы, и музы»)».

Софья отличается естественностью в поведении. Проанализируй эпизод падения Молчалина с лошади, посмотри на ее реплики, адресованные Чацкому. Она проницательна, видит недостатки всех, кроме Молчалина. Почему?

Именно Софья пускает слух о сумасшествии Чацкого. Почему? перечитай внимательно этот эпизод, обрати особое внимание на РЕМАРКИ, которые использует Грибоедов: «помолчавши», «смотрит на него пристально», «в сторону», и на сами реплики Софьи: «Не то чтобы совсем…» (многоточие!), «Мне кажется», «Как быть!», «А! Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить».

«Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому бездушного подлого Молчалина, но и пустила слух о безумии любящего ее человека?
Вся жизнь света построена на «кривизне души», поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. Ремарки, используемы Грибоедовым, говорят о том, что это обдуманное решение. Слух, пущенный Софьей, стал сплетней, поддержанный обществом. В том, что Чацкий объявлен сумасшедшим, есть и ее вина. Софью трудно осуждать за ее несколько детское желание отомстить обидчику: в ней говорит обиженная женщина, но все-таки героине не хватило душевного благородства и порядочности».

Какое имя дает героине Грибоедов? Как оно сочетается с ее фамилией?

«Имя «Софья» в переводе с греческого означает «мудрость», героиня действительно умна, из всех персонажей пьесы она по своему развитию наиболее близка Чацкому, но ее фамилия Фамусова, то есть перед нами мудрость фамусовского общества».

4. Заключение. Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.