Найти в Дзене

Mazda возвращает роторный двигатель на конвейер

Мотор, которым японская компания будоражила любителей быстрой езды, вернется под капот машин марки. Однако носителем роторного двигателя Ванкеля, который сделал знаменитыми спортивные Mazda RX-7 и RX-8, на этот раз станет компактный кроссовер MX-30.

-2

В РПД Ванкеля трехгранный ротор совершает планетарное движение вокруг эксцентрикового вала. Каждое ребро ротора образует с внутренней поверхностью корпуса три замкнутых полости. В них протекает рабочий процесс. Впуск продолжается до тех пор, пока ротор своим ребром не перекроет впускное окно. Далее в полости начинается сжатие, а когда горючая смесь займет минимальный объем, свеча зажигания дает искру и начинается сгорание. Давление от продуктов сгорания заставляет вращаться эксцентриковый вал, выполняющий в роторном двигателе функцию коленвала. После того, как ребро ротора пройдет мимо выпускного окна, открывая его, начинается выпуск отработавших газов. Одновременно в РПД совершаются три разных такта. В результате за один оборот ротора происходят три полных рабочих цикла.

В то же время четырехтактный мотор за два оборота коленчатого вала совершает всего один рабочий цикл. Поэтому эффективность РПД в плане получения мощности и крутящего момента на порядок выше, чем у поршневого двигателя такого же рабочего объема. Эта особенность позволяет уменьшить габариты и массу силового агрегата. Например, 250-сильный РПД, которым оснащалась Mazda RX-7, был на треть компактнее обычного двигателя такой же мощности и свободно помещался внутри куба со стороной 40 см.

Другим достоинством РПД является отсутствие кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Благодаря этому мотор проще конструктивно, и, конечно, чего нет, то не износится и не сломается. Опять же если в традиционном двигателе поршни совершают возвратно-поступательное движение, и его необходимо преобразовывать во вращательное, то в РПД все немногочисленные движущиеся детали только вращаются, их дисбаланс легко уравновешивается установкой всего двух противовесов.

-3

Однако есть большая проблема – неудачная форма камеры сгорания, которая представляет собой полумесяц со слишком большой длиной. По этой причине двигателю Ванкеля свойственны высокие потери тепла через стенки камеры и весьма низкий термический КПД. Отсюда высокий расход топлива. С габаритами камеры сгорания связана и высокая токсичность отработанных газов. Даже установка двух свечей зажигания не обеспечивала в длинной камере РПД полное сгорание горючей смеси, поэтому отработавшие газы двигателя Ванкеля буквально кишели вредными оксидами углерода, окислами азота и особенно углеводородами.

Максимум, что удалось японцам, – втиснуть РПД в нормы Euro 4, но когда вступили в силу более строгие экологические нормы, движок оказался вне игры, как спортсмен, не прошедший допинг-контроль. В 2012 году Mazda объявила о завершения производства RX-8, а вместе с авто в заводской музей отправился и мотор Ванкеля.

-4

И вот – новый поворот. Сначала появился концепт-кар Mazda 2 EV с 0,3-литровым роторным двигателем мощностью 38 л.с., работавшим вместе с электромотором в составе гибридной силовой установки. А теперь этой же гибридной установкой оснастят уже серийно выпускающийся электрический кроссовер МХ-30. Поскольку начало его производства ознаменовалось критикой по поводу запаса хода лишь 200 км, который не удовлетворял потребности пользователей в автономии транспортного средства, японцы приняли решение поставить на конвейер гибридную модификацию МХ-30. За движение будет по-прежнему отвечать электромотор, а РПД станет приводить бортовой генератор, что позволит увеличить запас хода до 400 км.

Фото из открытых источников

Авто
5,66 млн интересуются