Найти тему

Как нужно возвращать Клиентов?

Оглавление

Приветствуем, Читатель!

Вводная

Клиентская база - живой организм. Клиенты приходят и уходят. Но если руководство ставит перед Коллективом серьезные задачи, то требуется искать различные источники привлечения Клиентов.
Одним из таких считается пул тех, кто ранее отказался от покупки или какого-либо диалога с компанией.

Из этой статьи Вы узнаете:

✅ Зачем вообще нужно возвращать Клиентов
✅ Какими инструментами нужно пользоваться
✅ На что требуется обратить внимание, чтобы повысить шансы на успех

Поехали!

-2

Кто может считаться "ушедшим Клиентом"?

Прежде чем говорить про саму механику, нужно разобраться, с какими Клиентами Вы будете иметь дело.
Итак, предлагаем в деталях посмотреть:
✔ Отказался от сделки или бронирования: это те самые Клиенты, которые сорвались на заключительных этапах воронки
✔ Прекратили коммуникацию после одного из ключевых действий: первый звонок, первая встреча и так далее
✔ Отказ после первичной консультации: у Вас маленький ассортимент, дорого, завышенные ожидания
✔ Недозвон: классическая история, с которой требуется аккуратная работа
✔ Уже совершил покупку в другом месте: Клиент принял решение в пользу конкурента
✔ Очень "холодный" Клиент: есть такая категория лидов, когда человек просто мониторит, думает, мечтает и так далее
✔ Косяк с Вашей стороны: Ваш менеджер что-то наговорил, обман и так далее

Мы уверены в том, что в Вашей CRM предусмотрены все необходимые статусы для подобных случаев. Главное - четко понимать, с кем имеете дело.

-3

Почему важно заниматься возвратом Клиентов?

Это логичный вопрос для тех компаний, которые стремятся завалить Отдел продаж лидами. Мол: не стоит тратить время на холодных Клиентов, хватайте горячих и делайте результат.
Мы постоянно говорим: брать количеством не стоит. Да, есть компании, которые сопоставляют полученные продажи с количеством лидов, а потом просто формируют план для рекламных подрядчиков.
Почему это плохо:
👀 Срок сделки: если у Вас выход на сделку в среднем занимает несколько недель, то у Вас будет "отложенный" эффект, когда лиды прошлого месяца формируют картину следующего
👀 Качество лидов: когда компании ориентируются исключительно на количестве, забывают смотреть за тем, какой именно поток им генерируется
👀 Слив Клиентов: когда менеджеру имеют определенную вольность в сегментации, они могут очень быстро закрывать неугодных им Клиентов. А Вы - попросту теряете деньги

Мы не просто так потратили время на то, чтобы прописать данную проблему: чем хуже компания следит за трафиков, тем больше будет ушедших Клиентов! Получается, что у Вас будет удваиваться маркетинговый бюджет!

А теперь поговорим о позитивной стороне. Зачем нужно возвращать ушедших Клиентов:
✅ Дополнительный канал получения выручки: Вы можете получить несколько дополнительных сделок из уже ранее оплаченного трафика
✅ Получение лояльных Клиентов: когда Клиент сталкивается с негативом, а потом компания завоевывает доверие - это один из лучших сценариев
✅ Дополнительное обучение персонала: когда происходит успешное возвращение Клиента, это сразу должно ложиться в обучающую программу и минимизировать риски в дальнейшем
✅ Развитие системы аналитики: у Вас появляются дополнительные интересные показатели, с которыми Вы можете корректировать планы не только по продажам, но и для рекламных подрядчиков (как пример)

Откровенно признаем: бизнес крайне не любит данную работу. Занимается ей в только в том случае, если остро требуется привлечь денежные средства или закончился поток новых обращений.

На самом деле: Вам стоит один раз наладить четкую систему, которая дальше будет работать просто на "автомате".

Промежуточный итог

Разберем ключевые моменты:
✅ Нужно следить за качеством входящего потока: чем больше "нецелевых", тем больше работы с ушедшими Клиентами
✅Полезность работы с ушедшими Клиентами: привлечение оборотных денег, обучение персонала, развитие аналитики
✅Получение лояльных Клиентов: у Вас появятся надежные союзники, которые с Вами будут долго

-4

Предварительные работы

При разработки любой системы требуется провести предварительные работы.

Сейчас в деталях разберем, что Вам требуется:
Составить сегментацию ушедших Клиентов: прописать причины, мотивацию, чья инициатива (Клиент или менеджер)
Внести доработки в CRM: прописать статусы в самой системе , чтобы потом было легко выгрузить базу или найти нужную категорию
Внести актуальные изменения в регламент работы в CRM: после того, как Вы составили качественный список, в обязательном порядке пропишите все в регламенте! Как выбрать нужную причину, что именно требуется написать внутри сделки и так далее
Определить для каждой категории инструменты: составьте гугл-таблицу, где Вы укажете не просто сегмент, но и - ответственных лиц за каждый процесс, используемые инструменты, планируемый результат
Периодичность и система отчетности: после того, как Вы распределили роли, нужно понимать, в какой момент лучше всего проводить работы, а также - в какой форме отчитываться о выполненных делах
Общее собрание: ответственные лица собираются, обсуждают сильные и слабые стороны, корректировка бизнес-процессов, постановка планов на будущие отчетные периоды

Обратите внимание на последовательность: одно подтягивает другое. Таким образом - получается готовая и стабильная система. Сейчас мы ключевые аспекты разберем детальней.

-5

Важный момент

Просим Вас учитывать, что по такому каналу у Вас не будет высокая конверсия. Читайте: как на основном потоке лидов.

Чем сильнее косяк с Вашей стороны, тем больше усилий потребуется приложить для возврата Клиентов!

Данный аспект нужно учитывать при формировании планов для исполнителей.

-6

Необходимые инструменты

Теперь настала пора поговорить о том, чем именно Вы будете пользоваться для достижения целевых показателей.

Email-рассылки

Это первое, что придет в голову большинству руководителей. Это один из самых популярных инструментов в России, при этом - еще и доступного.
Действительно: Вы можете развернуть собственный почтовый сервер, можете воспользоваться готовыми решениями с встроенной аналитикой, нанять один раз качественного верстальщика для создания шаблона, далее - просто менять текст и основной посыл.
Но с чем мы гарантированно столкнемся? С пренебрежительным отношением к данному инструменту.
Мы привыкли, что личные почты уже давно полны спама и бесполезных писем: компании и люди пишут по любому ИМ удобному поводу. Получается, что Клиент крайне быстро остывает к компании и перестает даже просто открывать письма.
Ваша задача:
ответственно заниматься данным инструментом!
Что именно требуется:
✅ Составлять уникальные тексты для каждого сегмента: не стоит лениться, у каждой категории имеются свои причины, это обязательно нужно учитывать
✅ Создать качественный шаблон: наймите верстальщика, который сделает приятный и эффективный дизайн. Только сильно не увлекайтесь, чтобы письма долго не грузились, особенно - на мобильных телефонах
✅ Определить периодичность рассылок: не стоит просто заваливать человека письмами! Это не только привлечет внимание почтовых сервисов (сразу будут отправлять Ваши письма в спам), но и быстро вызовет отторжение
✅ Составить график для исполнителей: в какой момент должен быть готов текст, когда уже должен быть готов письма и так далее. Чтобы ни в коем случае не допускать срывов
✅ Система аналитики и принятие решения: исполнители в первую очередь должны отслеживать эффективность отправленной рассылки и сразу предлагать руководству корректирующие действия
Поймите -
это Ваши деньги. Не нам Вас учить беречь их и относиться бережно к производимым инвестициям. Это касается любого инструмента.

Исходящие звонки по базе

Второй по популярности инструмент в России. Почему второй? Сейчас покажем:
📞 Время сотрудников: требуется либо отдельное подразделение, либо грамотно распределить рабочую нагрузку
📞 Затраты на телефонию: не каждая компания готова увеличить расходы на звонки
📞 Отсутствие мотивации у сотрудников: мы сейчас не про финансы, а про моральную готовность
Уже на старте получаются определенные сложности, которые отталкивают руководителей.
Но тут встречается еще одна интересная история: некоторые руководители снова играются числами. То есть - объёмами.
Выдается база, а дальше -
чем больше звонков, тем лучше. Якобы, чем больше сотрудники будут звонить, тем больше будет шансов на успех. Категорически неправильный подход!
Запомните простую истину -
у Вас не будет второго шанса! Нужно максимально хорошо подготовиться к звонку, продумать инфоповод, чтобы сразу заинтересовать собеседника, провести качественную работу с возражениями. В таком случае - шансы на успех качественно вырастают.

СМС-рассылки

Мы стали потихоньку привыкать к тому, что нам стало приходить много различных объявлений. Что говорить, компании нашли для себя новый источник заработка по продаже доступа к базам Пользователей. Но что получается по итогу? Очередная порция спама. Мы не так часто сталкивается с действительно полезной информацией.
Что Вам требуется для успешной кампании:
✉ Сегментация Клиентов: четко отделить Клиентов по типу мотивации и интереса к Вам
✉ Сформировать качественный инфоповод: нельзя просто так прислать сообщение, нужно правильно мотивировать человека
✉ Очень качественный текст: у Вас не так много доступных символов (чтобы не получилось сразу две смс, которые приведут к существенному удорожанию), нужно тщательно выверять каждое слово

Еще обратим Ваше внимание: у Вас где-то должно быть согласие Клиента на получение рекламных СМС-рассылок. В противном случае, могут начаться проблемы. Вставьте данный момент форму обратной связи и так далее.

Автодозвон

Да, мы сейчас поговорим о новинке в области маркетинга. Сейчас компании все активней начинают использовать данный инструмент.
В чем суть:
✔ Формируются базы Клиентов по различным сегментам или просто вся база
✔ Записывается готовая речь/обращение к Клиенту
✔ Далее автомат/программа начинает прозванивать выделенные номера, озвучивая ранее записанное сообщение
✔ После этого Клиенту предлагается выбор: если его заинтересовало предложение, то его могут соединить сразу с менеджером или отправить заявку, а также - можно отказаться от озвученного предложения

Сначала поговорим про преимущества данного решения:
✅ Минимальные трудозатраты для компании: сделали базу, загрузили, записали сообщение (или записали на стороне) - все готово!
✅ Легкая система аналитики: тут все просто. Либо на Вас повалился рой заявок, либо ничего нет. Система сможет автоматически выгрузить итоговые показатели

А теперь настала пора обсудить, почему мы скептически относимся к данному инструменту:
❌ Отношение к Клиенту: мы привыкли к живой речи, возможности отреагировать, сразу задать какой-то вопрос. А тут получается в определенной степени обман
❌ Попасть в нужный момент: сами понимаете, что крайне мала вероятность того, что Клиенту будет удобно подождать какое-то время, чтобы получить консультацию. А у Вас не будет возможности договориться о контакте в другое время
❌ Восприятие бренда: если Клиент негативно воспримет данный факт, то другие старания просто не приведут к положительному результату
❌ Сильный инфоповод: чтобы реально заинтересовать Клиента на прослушивание записи целиком, нужно найти очень сильный повод. Если живой человек может на ходу перестроиться, поменять подачу или предоставить иные аргументы, запись статична в этом плане

Мы ни в коем случае не навязываем свое мнение, исключительно озвучиваем факты. Выбор инструмента в любом случае остается за Вами.

Промежуточный итог

Что важно знать по итогам данного блока:
✅ Существует несколько ключевых инструментов: email-рассылки, исходящие звонки, СМС, автодозвон
✅ Каждый инструмент требует внимательного подхода: у каждого направления имеются свои сильные и слабые стороны, Вам нужно это учитывать
✅ Не ориентироваться на количество действий: не стоит просто давить числом звонков/писем/СМС, ориентируйтесь на конечный результат

-7

Важный момент - инфоповод

Мы очень много писали про такое понятие, как инфоповод. Предлагаем детальней в этом разобраться.

Суть в том, что Вы не можете просто так осуществить касание с Клиентом. Вам нужен повод: акция, скидка, индивидуальное предложение, поступление какого-то товара, введение дома в эксплуатацию и многое другое. Мы уверены в том, что Вы поняли суть.

И вот тут начинаются интересные моменты:
☞ Руководство компании уверено в силе инфоповода: как только согласовывается очередная акция, все уверены в том, что она сработает мастерски. Вот только потом может наступить разочарование
☞ Используются незначительные события: компании порой не хотят сильно заморачиваться, тратить время. Используют какие-то минимальные события, оставляя все остальное на откуп харизме сотрудника
☞ Актуальность инфоповода: порой могут использоваться ситуации, которые потеряли "свежесть", что тоже больше вредит, нежели помогает

Запомните - инфоповод должен быть очень сильным, цепляющим, в чем-то интригующим.

Если Вы хотите использовать именно акцию, тогда:
✔ Разработайте уникальное закрытое предложение: только для ушедших Клиентов
✔ Предусмотрите несколько вариантов под разные сегменты: Клиенты могли интересоваться различными предложениями, проанализируйте ситуацию и создайте гибкую систему для менеджеров

Вот именно при таком раскладе Вы существенно повысите шансы на успех.

-8

Механика возврата Клиентов

Теперь настала пора разобрать несколько примеров того, как может строиться система возврата ушедших Клиентов.

Категория "Недозвон"

Под данный параметр подходят следующие ситуации:
✔ Клиент не берет трубку, сбрасыват
✔ "Абонент временно недоступен"

Сразу рекомендуем исключать из базы "Абонент не зарегистрирован" и ему подобные. Скорее всего - это просто была накрутка обращений.

Что можно делать с такими Клиентами? Рекомендуем применить по ним СМС-рассылку, максимум два раза. Потом проанализировать, насколько база "живая" в целом.

Категории: "Отказ после первичного звонка", "Отказ после встречи", "Отказ после повторных коммуникаций"

В данном случае Вам следует поступить следующим образом:
Провести сегментацию базы по интересам
Подогреть несколько раз email-рассылками или СМС
Выгрузить отдельно тех, кто не отреагировал, совершить исходящие звонки

Именно в таком ключе менеджер сможет эффективно "зайти" к Клиенту, связать звонок с инфоповодом и так далее.

Категории: "Отказ после бронирования", "Отказ от сделки"

Это одна их самых сложных групп для отработки. Здесь Клиент был лоялен до самого последнего момента, но потом что-то случилось.
Таких Клиентов требуется очень щепетильно и аккуратно "трогать":
Начинаете с исходящего звонка, в котором Вы предупредите о том, что в ближайшее время предоставите уникальное предложение
В самое ближайшее время предоставить качественную email-рассылку
Очередной исходящий звонок с попытками вернуть Клиента в воронку продаж

Категория "Купили у конкурента"

Кто-то уверен в том, что с таких Клиентов уже ничего нельзя получить и бесполезная трата денег.
Спешим с аргументами:
☞ Вы никогда на 100% не знаете, правда это или блеф
☞ У данного контакта имеются друзья, родственники, коллеги, которые могут искать то, что есть у Вас

Надеюсь, что Вы поняли, что и тут есть полезный источник новых контактов.
Что от Вас требуется:
Отправить email-рассылку с уникальным предложением для близких. Если стоимость позволяет, то можно и комиссию пообещать
Совершаете исходящий звонок, в котором ключевым действием будет получение контактов или конкретной договоренности

-9

Вывод

В рамках данной статьи мы постарались максимально полностью раскрыть тему, чтобы бизнес начал иначе смотреть на тех, кто отказался от какого-либо диалога с менеджерами по продажам.

Вперед к сервисным подвигам!