Найти тему
96,2K подписчиков

Художник Андрей Селенин: новый русский импрессионизм

6,3K прочитали
Гид взглядом указывает на картину Селенина и произносит сакраментальную фразу: «...яркий представитель современного русского импрессионизма». Каждый второй из присутствующих в галерее кивает головою в знак понимания и одобрения. И группа глубоких ценителей и потенциальных покупателей нестройно двигаются дальше...

А мы остаёмся. Замираем перед полотном, любуясь и размышляя.

Лично Вы, дорогой наш читатель, когда-нибудь задумывались, в чём заключается эта самая «русскость» отечественной школы импрессионизма? И чем её современная версия отличается от несовременной?

Селенин А.Л., «Капитан сборной», холст, масло, 50х100
Селенин А.Л., «Капитан сборной», холст, масло, 50х100
Селенин А.Л., «Среди солнечных бликов», холст, масло, 60х100
Селенин А.Л., «Среди солнечных бликов», холст, масло, 60х100

Серов и Грабарь, Серебрякова и Архипов, Левитан и Коровин... Вот они: великие русские импрессионисты. Такие разные художники, несхожие техникой, характером, судьбой, даже взглядами на жизнь. Есть ли нечто однозначно роднящее их работы, да ещё и принципиально отличающее их от полотен французских отцов-основателей течения? Некоторые наши глубокоуважаемые коллеги считают, что такого фактора нет. И «русский импрессионизм» — это условность. Устойчивое выражение, применяемое для удобства научной периодизации, в качестве узнаваемого «бренда» или просто ради красивого звучания в ходе лекций и экскурсий.

Селенин А.Л., «Самолеты», холст, масло
Селенин А.Л., «Самолеты», холст, масло
Селенин А.Л., «На набережной», 2011, холст, масло, 70х140
Селенин А.Л., «На набережной», 2011, холст, масло, 70х140

Мы же полагаем совершенно иначе. Сейчас объясним, почему. Дело в том, что явление импрессионизма на наши с Вами необъятные просторы состоялось довольно поздно. Как следствие, пик его популярности в России пришелся на окончание позапрошлого и начало прошлого века. Что не могло не наложить свой социо-культурный отпечаток.

Да, вслед за своим французским собратом русский импрессионизм продолжил традицию любования переменчивой природой материального мира. Ускользающей красотой момента. Вот только отечественные живописцы, творившие свои полотна в этой технике, никогда не отрешались от духовных и моральных аспектов творчества. В итоге русская импрессия заметно «растеряла» французский динамизм и не стала особенно сильно углубляться в «биомеханику». В движения объектов и героев произведений, в игры отражений и преломлений. Вместо этого наши с Вами соотечественники продолжили исследовать движения души. Сместили фокус внимания с шумных, ярких, «быстро живущих» городов в сторону неспешного сельского пленэра. Пошли «глубже» в образы. Наделили героев более выраженными мотивациями, явления природы — подобием настроения и даже характера, а реальность в целом — глубокими и тонкими символами.

Селенин А.Л., «Мельница», холст, масло
Селенин А.Л., «Мельница», холст, масло
Селенин А.Л., «На берегу залива», холст, масло, 40х60
Селенин А.Л., «На берегу залива», холст, масло, 40х60
Селенин А.Л., «Моржи», холст, масло, 70х140
Селенин А.Л., «Моржи», холст, масло, 70х140

Специально для критиков оговоримся: перечисленное выше не означает, что русский импрессионизм перестал быть тем самым течением, что прославляет момент жизни как таковой. Ставит «восклицательные знаки» неожиданного видения цветов и очертаний там, где обыватель видит привычное.

Просто во французскую «формулу» импрессии добавился ряд новых переменных. Набор приёмов и методов, позволяющих автору полотна не слепо идти за своим впечатлением о реальности, но ещё и делиться со зрителем своим к нему отношением.

Сегодня такие художники как Андрей Селенин продолжают развивать отечественную традицию импрессионизма. Собственно говоря, в работах этого мастера есть всё то лучшее, чем может похвастаться русская школа.
Селенин А.Л., «Натюрморт с арбузом», холст, масло,
Селенин А.Л., «Натюрморт с арбузом», холст, масло,
Селенин А.Л., «Сказка на ночь», 2017, холст, масло, 80х120
Селенин А.Л., «Сказка на ночь», 2017, холст, масло, 80х120

Если надо — наш герой пишет резко, «наотмашь». Когда необходимо — работает всё так же решительно, но уже более тонко и деликатно. Воплощая действительность, он «продлевает» её эмоцией и дополняет личным впечатлением. Возвращаясь к аналогии с физической формулой: импрессионизм Селенина — это умножение вектора собственного взгляда на мир на вектор силы собственного же вдохновения. В результате на картинах явно виден тот самый «момент импрессии». Внутренняя энергетика произведения, не дающая композиции «застыть», а сюжету — «впитаться» за холст и остаться на нём простой констатацией секунды, что затерялась в череде таких же мгновений прошлого. Этого не позволяют сочетания тонов, контрастов и текстур, созданные решительными движениями кисти. Сплошным мазком, ставшим своеобразной «визитной карточкой» художника. Любуемся его работами и буквально кожей ощущаем тепло нагретых солнцем перил, нежность девичьей кожи, запутавшийся меж пальцев холодок осеннего ветра...

Селенин А.Л., «Сирень», холст, масло
Селенин А.Л., «Сирень», холст, масло

При этом работы Селенина остаются интуитивно понятными зрителю. В них нет нарочитости и иных элементов «шоу». Это очень «честный» импрессионизм, сила которого — в личном интересе автора к изображаемым моделям, ландшафтам, объектам. В желании понять, познать и разделить хрупкую красоту момента с каждым, кто приходит на свидания с его работами. На встречу с новым прочтением традиции русского импрессионизма.

Селенин А.Л., «Дорога», холст, масло, 60х90
Селенин А.Л., «Дорога», холст, масло, 60х90

Спасибо, что уделили время прочтению статьи!