Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. В своих публикациях я достаточно много рассказывал о выдающихся актерах, писателях, литераторах нашедших последний приют на Ваганьковском кладбище. Сегодня я хочу поговорить об упокоившихся там же художниках, чьи картины сегодня известны во всем мире.
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930)
Известный русский художник-живописец, передвижник.
Родился в семье вольноотпущенных крестьян деревни Егорово, Касимовского уезда, Рязанской губернии.
Способности к рисованию начал проявлять с детства. Отец, видя такое увлечение сына начал покупать ему кисти и краски, а позже пристроил в ученики к местным иконописцам.
С 1877 по 1883 годы Архипов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества где его преподавателями были такие знаменитые мастера как В. Г. Перов, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. Е. Маковский. С 1884 по 1886 год учился в петербургской Академии художеств, а по возращении в Москву продолжил обучение в МУЖВЗ до 1888 года .
В 1887 г. за картину «Посещение больной» Архипов получил большую серебряную медаль и звание классного художника.
В 1891 г. Архипов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Многие его работы этого периода, были приобретены лично П. М. Третьяковым для своей коллекции и ныне находятся в экспозиции Третьяковской галереи.
В 1896 и 1912 годах выезжал в Европу, где посетил Францию, Германию и Италию.
С 1894 до 1918 года преподавал в МУЖВЗ.
С 1898 года академик Императорской Академии художеств.
В 1904 г. стал одним из основателей «Союза русских художников».
Картины Абрама Ефимовича Архипова
После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918—1920 гг. преподавал в ГСХМ, а в 1922—1924 г. — во Вхутемасе.
1924 — член Ассоциации художников революционной России.
1927 — народный художник Республики.
Его учениками были многие известные художники первой половины XX века, среди которых С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, М. С. Сарьян и ряд других.
Абрам Ефимович Архипов скончался 25 сентября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище участок №24.
Лентулов Аристарх Васильевич(1882-1943)
Русский и советский художник, живописец, сценограф. Один из родоначальников «Русского авангарда».
Родился 4 (16) января 1882 года в селе Чёрная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, в семье сельского священника.
Учился в Пензенском художественном училище, Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко, студи Д. Н. Кардовского в Петербурге, а так же в частных студиях за границей. Некоторое время работал в Италии.
Участник множества авангардных выставок. В 1910—1916 гг. — член-учредитель объединения «Бубновый валет». Входил в Ассоциацию художников революционной России. В 1928—1932 гг. — организатор и председатель Общества московских художников, куда вошли многие участники группы «Бубновый валет».
В течение всей жизни А. Лентулов работает и как художник театра: оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские насмешницы» Шекспира, 1916), Большом театре «Прометей» Скрябина (1919), «Миллионы Арлекина» Р. Дриго и других.
В 1933 году в Москве с успехом прошла персональная выставка Лентулова, посвящённая 25-летию художественной деятельности.
Картины Аристарха Васильевича Лентулова
Скончался 15 апреля 1943 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище, участок № 21.
Пукирев Василий Владимирович (1832-1890)
Русский художник, мастер жанровой живописи. Академик и профессор Императорской Академии художеств.
Родился в 1832 году в бедной крестьянской семье. В юные годы стал учеником иконописца в Могилёвской губернии и только благодаря счастливому стечению обстоятельств был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище талантливого юношу заметил и взял под своё покровительство профессор С.К. Зарянко.
В 1850 году получил диплом учителя рисования в гимназиях.
В 1858 году Пукирев окончил училище со званием «свободный художник». Спустя всего два года за представленный на выставку академии портретный этюд «Девушка» свободному художнику Пукиреву было присвоено звание академика исторической и портретной живописи Императорской Академии живописи. После получения звания Василий Владимирович получил казённую квартиру и должность преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1863 году на ежегодную академическую выставку тридцатилетний Пукирев представил картину «Неравный брак» ставшую сенсацией.
Автор был удостоен звания профессора, полотно моментально выкупил Третьяков, по России поползли слухи…
Говорили, что эта картина отображение личной трагедии художника. Вот что писал по этому поводу знаменитый московский репортер Владимир Гиляровский:
«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой».
После появления картины престарелые генералы и равные им по чину господа начали массово отказываться от женитьбы на молодых невестах. Тем более, что публика дала картине своё название «Кощей с невестой».
Последующие работы художника хотя и пользовались определенным успехом, но уровня «Неравного брака» ни одна из них достичь не смогла.
Картины Василия Владимировича Пукирева
В 1873 году Василий Владимирович был вынужден отказаться от места преподавателя в МУЖВЗ, из за резко ухудшившегося состояния здоровья.
Только через шесть лет коллеги смогли добиться для Василия Владимировича небольшой пенсии, но живописец продолжал сильно нуждаться и в 1890 году скончался в бедности и полном забвении. Похоронен на Ваганьковском кладбище, участок №34. Аллея, на которой находится захоронение так и называется Пукиревская.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Как всегда жду ваших комментариев. В ближайшее время тема, начатая в этой публикации будет продолжена, а пока всего доброго и до скорой встречи.