Дворец графов Строгановых на Невском проспекте до 1917 года был уникальным даже для пресыщенного роскошью дореволюционного Петербурга. Интерьеры здания поражали роскошью и сохранились с XVIII века практически без переделок.
Бесценной была и художественная коллекция дворца, формировавшаяся в течение 150 лет. Собрание Строгановых считались третьим по величине и ценности в столице после императорского Эрмитажа и коллекции князей Юсуповых.
Последний граф Сергей Строганов проводил большую часть времени во Франции и в начале 1914 года объявил о решении открыть во дворце музей. Но, планы графа вскоре остановила Первая мировая война.
В конце октября 1917 года Сергей Строганов лично встретился с представитем новой власти - наркомом просвещения Луначарским и отдал ключи ему от дворца, после чего навсегда покинул Россию. Согласно одной из городских легенд, Луначарский "дар" принял, но, якобы язвительно ответил графу: "Все, что нам нужно, мы в состоянии взять и сами".
Советские власти первоначально открыли во дворце музей дворянского быта, но он не финансировался государством в должной мере и здание почти сразу же начало приходить в упадок (начались протечки и общее обветшание интерьеров).
В этот период на "нужды революции" из дворца стали изымать ценное имущество: мебель, ковры, картины и т.п. (курьезный пример: во вновь открытый рабочий фехтовальный кружок были выданы антикварные шпаги и маски и т.п.). В 1925 году музей во дворце было принято закрыть, а все дворцовое имущество распределить по советским музеям или продать за границей за валюту.
В итоге около 30% процентов коллекции передали в различные музеи СССР: в Эрмитаж в Ленинграде, в ГМИИ в Москве, в музеи союзных республик. Около 40% живописи было продано на аукционах в Германии (откуда они разбрелись по всему миру), а местонахождение еще около 30% коллекции в настоящее время неизвестно.
Если говорить о прочих ценностях дворца, то самая ценная скульптура из Строгановской коллекции была похищена (вероятно на заказ): мужской бюст работы знаменитого скульптора Донателло (1389-1466) и "Аполлон" римской работы I н.э. Эти скульптуры были шедеврами высочайшего уровня и сделали бы честь любому музею мира.
После ликвидации музея в Строгановский дворец вселились несколько советских организаций, которые относились к художественной отделке дворца без всякого почтения в течении более чем 50-ти лет. В результате Строгановский дворец внутри превратился в унылое конторское здание, в котором кое-где местами были видны остатки былой красоты.
В кабинете графа то ли специально (из соображений классовый ненависти), то ли в виду размеров самой комнаты (узкая и длинная), был устроен туалет с типичными советскими "кабинками". Вся отделка комнаты была уничтожена, а с камина из каргонской фиолетовой яшмы ободрали все украшения (мозаичные гербы рода Строгановых и бронзовые накладки) и обшили его досками.
В знаменитой Арабесковой гостиной, украшенной старинными копиями с росписей школы Рафаэля, от многолетних протечек обрушился потолок, повредив при этом живописные холсты на стенах (которые помимо этой напасти почернели от грязи и сырости). Часть арабесок была вырезана со стен неизвестными лицами и похищена.
В 1988 здание Строгановского дворца наконец-то освободили от нерадивых арендаторов и передали Русскому музею, после чего во дворце началась длительная реставрация, которая не окончена до сих пор (в наши дни реставрация остановлена из-за отсутствия средств).
В Большой столовой в Строгановском дворце к началу реставрации сохранились только колонны из искусственного мрамора, но, и они были закрашены масляной краской в несколько слоев. Все, что вы видите на фото выше (включая люстры) воссоздано уже в наше время.
Во всем дворце только один зал почти полностью сохранил подлинную отделку XVIII века. Это "Большой зал" архитектора Растрелли. Здесь на потолке даже сохранился подлинный живописный плафон XVIII кисти Джузеппе Валериани. Этот плафон видела еще сама императрица Елизавета Петровна, бывавшая в гостях у Строгановых.
Большой зал чудом сохранился и не был перегорожен под конторские помещения (с последующим уничтожением отделки) потому что использовался как зал для заседаний. Наверное, не сильно погрешу против истины, если предположу, что партсобрания, проходившие в такой обстановке, выглядели смешно и гротескно.
В настоящее время Строгановский дворец почти полностью восстановлен, но не пользуется особой популярностью у туристов. На мой взгляд, причины этого вполне понятны, поскольку даже исторически верно восстановленные залы почти не имеют подлинных вещей и выглядят полупустыми. Дворец полностью лишен духа семьи владевшей им, а значит и самого духа истории.
Я все понимаю: после 1917 года можно было и этот дворец и его богатства назвать наследием тяжелой эксплуатации рабочих и крестьян и тп. Но, зачем же уничтожать красоту и разбрасываться по миру художественными ценностями, которые в наше время являются гордостью других стран?
В чем был виноват бывший крепостной (возвысившийся за счет своего таланта) Андрей Воронихин или итальянский гений Растрелли, воздвигнувшие этот дворец? Чем не угодили Рембрандт, Ван Дейк или Рубенс, что их творения нужно было продать за гроши на Запад?
Вопрос (естественно) эмоционально риторический, зато вместо памяти и подлинного искусства, имеем красивый современный (пахнущий свежей краской) симулякр, который сойдет для китайских туристов.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!