Советская автомобильная промышленность выпускала довольно большое количество различной пассажирской техники, но вот такого ласкового названия, как "Маруся", пожалуй, удостоился только автобус, сошедший с конвеера ЛАЗ в конце 60-х.
На самом деле, официальное название этого автобуса звучит как ЛАЗ-695М, но даже сами конструкторы завода не помнят, кому первому пришло в голову индекс "М" переделать в женское имя и факт остается фактом - абсолютно все, включая заводское начальство, этот автобус называли исключительно "Марусей".
История его довольна примечательна: когда в 1956 году заводу предложили освоить производство автобусов, которые когда-то выпускал московский ЗИЛ, молодой и полный энтузиазма коллектив возмутился, не желая заниматься столь устаревшей моделью. Хотелось создать что-то новое, современное, усовершенствованное и прогрессивное, что отвечало бы требованием даже не союзных, а мировых стандартов.
После долгих, но плодотворных поисков инженеров заводского КБ на свет появилось первое такое детище ЛАЗа - автобус ЛАЗ-695. Туристический вариант этой модели получил самые высокие награды - золотую медаль и диплом на международной брюссельской выставке.
Неудивительно, что такой успех настроил талантливую молодежь на дальнейшие изыскания: заводское конструкторское бюро на пике своей славы уже приобрело статус самостоятельной организации, причем, союзного значения. И инженеры этого КБ придумали модернизированную версию популярного автобуса - ЛАЗ-695М, "Марусю".
Это сегодня "Маруся" кажется безнадежно устаревшей, как конструктивно, так и по дизайну, а для того времени она выгодно отличалась от своих собратьев, базовых моделей ЛАЗа. У нового автобуса была изменена форма крыши и задней панели, имелись более широкие окна, подверглись изменению тормозная и вентиляционная системы.
Кроме того, изменения коснулись и интерьера - например, обивка салона стала более нарядной и яркой за счет использования ткани из моноволокна. Но, несмотря на все нововведения, около 2/3 деталей новой модели были взяты от серийного ЛАЗа - это делалось из экономических соображений, т.к. были опасения, что переоснастка заводских линий может обойтись государству слишком дорого.
(Кстати говоря, опасения были напрасны: КБ наладило работу с молодежным бюро изобретателей и рационализаторов и внедрение некоторых рацпредложений позволило добиться экономического эффекта от их использования в более чем 1,5 млн рублей).
Но симпатичная и всем полюбившаяся "Маруся" была лишь первым этапом той общей модернизации базовой версии автобуса, которую в своей программе-максимум разработал ЛАЗ. Уже в начале 70-х в экспериментальном цехе появилась "Наташа" - ЛАЗ-695Н. Как и "Маруся", эта модель собиралась на базе серийного автобуса с поэтапной ее модернизацией и усовершенствованием.
Серийный выпуск "Наташи" начался в 1976 году и продолжался аж до 2002! Этот авобус за годы своего существования неоднократно подвергался внешним изменениям, но, несмотря на это, он всегда оставался одинаково узнаваемым в потоке других автотранспортных средств.
Да и широкий задний диван, на котором обожали кататься толпой советские школьники, возвращающиеся со школы, тоже вещь незабываемая (равно как и стойкий запах выхлопных газов на задней площадке, от которых многих укачивало) :))
Помните "Марусю" с "Наташей"? :)
******************************************************
КамАЗ - легендарный советский грузовик