Найти тему
ПАПАПОМОГ

Бизнес-план. Пошаговая инструкция

Оглавление

Задачи бизнес-планирования сводятся к тому, чтобы в нужный момент времени с его помощью предприниматель принял правильное управленческое решение для достижения поставленных целей.

Составляем стратегию бизнеса

Стратегия – пути достижения поставленной цели. Иными словами, это четкая последовательность действий, которые нужно выполнить для ее достижения.

Прописать стратегию нужно для каждой цели, начиная от краткосрочных и завершая долгосрочными. Даже для самой «маленькой» (краткосрочной) задачи подробно распишите схему ее реализации. Это нужно не только для ускорения ее достижения, но и для контроля собственных действий.

В составлении стратегии обязательно указывается название действия (например, регистрация ООО), срок (до 1 июля), ответственное лицо (вы или бухгалтер).

Здесь я оставлю готовую таблицу для скачивания.

Скачать таблицу

Составляем финансовый план

Финансовый план – таблица, по результатам заполнения которой предприниматель понимает, сколько ему денег нужно и в какой момент. По сути, это все, что касается финансов в бизнесе. Тем не менее, в финансовом плане нельзя подсчитать прибыль, выгоду.

В нем хорошо прослеживаются вложения предпринимателя, а также тот момент, когда эти вложения возвращаются ему обратно. Он помогает не путать личные финансы предпринимателя и его семьи с финансами предприятия. Также с его помощью можно определить, сколько денег понадобится вложить в бизнес.

Составляем план продаж

План продаж в любом бизнесе составляется на 1 год. Он должен отображать сезонные подъемы и спады. План продаж тесно связан с финансовым планированием.

Он представляет собой таблицу в редакторе Excel со столбцами, отвечающими количеству месяцев в году. Для каждого месяца в таблицу вносятся еще три столбца: «План», «Факт» и «Отклонение».

Строки по горизонтали – товары (группы товаров) или наименования услуг, планируемое количество и стоимость единицы услуги/товара.

-2

Здесь наглядно показано отклонение между фактическими продажами и желаемыми. Эти сведения помогают анализировать причины отклонений и повышать продажи.

Если вы отмечаете перевыполнение плана, его нужно не просто фиксировать, а анализировать так же, как и недостаточное количество продаж. Ищите причину увеличения спроса на товар в этом месяце и «переносите» свои действия из прошлого успешного месяца в следующий, чтобы в нем также отмечался его рост.

Функции плана продаж:

  1. Планирование реализации товаров/услуг на год.
  2. Масштабирование и развитие.
  3. Подбор ассортимента.
  4. Составление графика оплат поставщикам.
  5. Формирование графика закупок для производства.
  6. Регулирование работы персонала, занятость, численность, оплата труда.
  7. Определение себестоимости, наценки и прибыли.

В бизнесе не бывает случайных взлетов и падений. Они – результат вашей работы или недоработки, которую наглядно показывает планирование продаж. Нужно не только фиксировать в нем статистику, но и анализировать ее. Тогда ваши успехи станут прогнозируемыми и стабильными. Планируя свои продажи, вы сделаете их управляемыми.

Составляем план закупки товаров

Этот документ дает понимание сроков поставки нового товара, периода его реализации. Он помогает понять, сколько товара нужно закупить, чтобы его полностью реализовать, а также напрямую влияет на план продаж и тесно связан с финансовым планированием.

-3
ПримерМагазин закупает партию товара, провел переговоры с поставщиком, который просит выплатить ему аванс за выкупаемый товар в размере 50% от стоимости партии (допустим 500 000 рублей). Магазин закладывает эту сумму в финансовый план текущего месяца. В план закупок вносится поступление товара. Спустя 3 месяца закупленная партия товаров приходит на склад магазина.В плане закупок в этот момент отражается сумма в 1 млн. рублей, как полная приходная стоимость товара. При этом магазину еще нужно выплатить поставщику оставшиеся 500 000 рублей. Вносится эта сумма в финансовый план за месяц до получения партии.

Также план закупок связан с планом продаж, поскольку реализовываться партия будет в течение  2-3 месяцев.

На закупку товара нужно откладывать определенную сумму, которая закладывается в финансовом плане. Планирование закупок позволяет выделить нужные суммы заранее, заложить определенные сроки приобретения новых партий, поставки сырья для производства, управлять ассортиментом.

Составляем план расходов на персонал

Оплата труда, премии сотрудникам, расходы на командировки, обучение, прохождение медосмотра персонала – отдельная «статья» планирования. В эту статью также вносятся больничные, отпускные. Планирование расходов на персонал крайне важно для малого бизнеса, особенно в контексте отпусков, когда важно установить их очередность и распределить обязанности между работниками.

В план расходов на персонал нужно закладывать средства на «тринадцатую зарплату», которую предприниматель будет платить сотруднику, который работает сверхурочно за своего коллегу, ушедшего в отпуск.

Составляем план доходов и расходов

Задача этого плана – определить прибыль и убыток предпринимателя, выявить, от чего они зависят. Финансовое планирование и план расходов и доходов часто путают, но это абсолютно разные понятия, хоть и тесно взаимосвязанные друг с другом.

Этот документ состоит из:

  • выручки;
  • расходов;
  • разницы между доходами и расходами (прибыль/убыток).
Функция этого документа – подсчет прибыли.
-4

Составляем план формирования себестоимости

В его основе – распределение абсолютно всех расходов компании на единицу продукции, формирующее полную себестоимость каждой единицы. Оценив себестоимость своей продукции, предпринимателю легко определить стоимость каждого товара.

В себестоимость нужно вкладывать не только затраты на закупку, транспортировку товара или работы персонала, а все категории расходов, которые несет компания для обеспечения своей деятельности. Такой подход – страховка от назначения невыгодной цены товара и убытков, связанных с этим.

Выводы по итогам бизнес-планирования

Если предприниматель составляет план еще до открытия бизнеса, он может решить, сколько денег ему на это нужно, стоит открывать свое дело или повременить.

Если бизнес уже работает, но наметились некоторые проблемы, планирование поможет предпринимателю увидеть их причины, понять, как исправить ситуацию. По итогам планирования многие владельцы бизнеса принимают радикальные решения: закрыть свое дело или продолжать работу.

Реализуем идеи и корректируем БП

Регулярно используйте составленный бизнес-план. Практически ежедневно в предпринимательстве появляются ситуации, требующие коррекции планирования или действий владельца бизнеса в соответствии с ним.

Не забывайте вносить изменения в финансовые отчеты и планы, в таблицы учета расходов и доходов, сверять с ними свои действия, включать в них новшества, которые задает рынок или другие внешние обстоятельства.

Подробнее о том, как составить бизнес-план, вы можете прочитать здесь: https://papapomog.com/business-advice/kak-sostavit-biznes-plan

Понравилась статья? Мы реально старались! Отблагодарите нас:
1. Ставьте лайк👍! 2. Подписывайтесь на наш канал!