Найти тему

Что такое существенный недостаток автомобиля?

Оглавление

Определение существенного недостатка надежно спрятано в Законе "О защите прав потребителей".

Структура закона очень не логичная и от этого тяжелая.

Про существенный недостаток говорится в 18 статье Закона «О защите прав потребителей», а вот само определение содержится в введении к закону, поэтому его не многие находят.

Закон «О защите прав потребителей» (вступление) описывает «существенный недостаток» через перечисление его видов:

неустранимый недостаток.
недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени.
выявляется неоднократно.
проявляется вновь после его устранения.

Что такое неустранимый недостаток автомобиля?

Неустранимым недостатком автомобиля считается такой недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.

Примером таких недостатков могут быть:

• нарушении геометрии кузова, вследствие чего невозможно правильно установить двери, багажник, стекла и т. п., а также отрегулировать развал-схождение; Попадаются экземпляры с нарушением геометрии, вследствие чего не удается выставить углы установки колес (схождение-развал), или отрегулировать навесные детали (двери, капот, крышку багажника), или посадить стекло в проем.

• отверстие под люк автомобиля, которое сделано с нарушением формы или технологии, вследствие чего люк начинает протекать либо плохо закрываться/открываться;

• некачественная окраска автомобиля – признается неустранимым недостатком чаще всего. На практике неустранимым недостатком считают, например, проявление коррозии. Дело в том, что покраска кузова, которая способна устранить коррозию, проводимая в условиях салонов и мастерских, как по технологии, так и по оборудованию отличается от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются, хотя и крайне редко, дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, нарушили состав, очередность, технологию либо условия нанесения слоев покрытия или перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.

Что такое недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени?

В законе написано, что таким недостатком признается недостаток, расходы на устранение которого, приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел

по спорам о защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств, поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично.

На практике я лично использую МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ И СУДЕЙ - ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЛЕГКОВЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕНННЫХ МОДЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ

В ЭКСПЛУАТАЦИИ.

Там для целей несоразмерности расходов и времени указаны такие цифры:

4.1.2. Несоразмерность расходов по устранению недостатка (расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной

стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования или превышает 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования

при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).

4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков

устанавливается в 10% от срока гарантии.

4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают

в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость

ремонтных работ, определяемые затратами времени на их

производство.

5.3.Неоднократно выявляющийся производственный недостаток

деталей и узлов АТС (суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или

превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на

момент предъявления требования при условии влияния недостатка на

безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды

или время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).

5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после

его устранения (суммарные расходы по устранению недостатка,

проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от

Методическое руководство для экспертов и судей

рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышает 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии

влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды или время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии)

А вот что касается объективно необходимых сроков, то при доказывании можно обратиться к пункту 3.2.11 Руководящего документа 37.009.026-92 - Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора),в котором указано:

Автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом конкретном случае, по согласованию с заказчиком, и не должны превышать:

  • техническое обслуживание - 2-х дней (с учетом графика сменности);
  • текущий ремонт (кроме кузова) - 10 дней;
  • ремонт двигателя (капитальный) - 2-х дней;
  • наружная окраска кузова со снятием старой краски - 15 дней;
  • наружная окраска кузова без снятия старой краски - 10 дней;
  • полная окраска кузова со снятием старой краски - 20 дней;
  • полная окраска кузова без снятия старой краски - 15 дней;
  • жестяницко-сварочные работы - 20 дней;
  • сложные жестяницко-сварочные работы - 30 дней;
  • жестяницко-сварочные работы с последующей окраской - 35 дней;
  • сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской - 50 дней.

Что такое недостаток автомобиля, который выявляется неоднократно?

Такими недостатками признаются – различные недостатки всего автомобиля, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Важно не путать неоднократный недостаток, с недостатком который возник вновь после устранения. Если неправильно сформулируете в иске основание – то проиграете суд.

Тут следует понимать, что постоянно ломающийся автомобиль - это не повторное проявление поломки, это разные поломки одного автомобиля.

Простейший пример для понимания: у вас уходит масло из двигателя, вы обращаетесь к официальному дилеру и у вас обнаруживается течь масла через сальник коленчатого вала (типичная проблема на многих автомобилях) – вам устраняют дефект по гарантии и вы конечно счастливый и довольный едете на автомобиле, но спустя какое- то время обнаруживаете лужицу масла под машиной после стоянки – опять к дилеру – и обнаруживается течь сальника коленчатого вала, но с другой стороны. Тут вроде бы все сходится и сальник, и коленчатый вал, но – сальник другой, а следовательно и повторяемость дефекта будет доказать сложно, но вот сам повторяющийся недостаток в виде течи масла через уплотнения коленчатого вала имеется.

Что такое недостаток автомобиля, который проявляется вновь после его устранения?

Таким недостатком является недостаток автомобиля, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению. Причем повторно должен проявиться недостаток узла (детали), который и подвергался ремонту.

В рассматриваемом случае все вроде и проще чем в вышеописанном случае, но все не так просто как кажется. Поясню – повторяющийся дефект может быть узла, детали и то и то (в случае производственного дефекта) подходит под термин повторяющегося дефекта и тот и тот вариант подходит для требования возврата автомобиля, но разберем поподробнее.

Повторяющийся дефект детали – яркий пример выход из строя датчика ABS на некоторых английских и корейских автомобилях. Классический пример: в процессе эксплуатации загорается неисправность системы ABS вы обращаетесь к дилеру, он осматривает автомобиль, диагностирует неисправность датчика колеса и меняет датчик по гарантии. Следует сказать, что несмотря на то, что машина едет и тормозит, фактически вы эксплуатируете автомобиль с неисправной тормозной системой, а это еще одна юридическая история.

После замены датчика, вы с удовольствием эксплуатируете в соответствии с правилами эксплуатации и по дорогам общего пользования свой автомобиль, но у вас вновь загорается лампа, сигнализирующая о неисправности ABS, и вновь дилер и вновь то же колесо и вновь датчик (есть такая болячка и вы тут не причем) - вот это классический пример повторяющего дефекта и в этом случае пора обращаться с возвратом автомобиля. Несмотря на очевидность и простоту поломки, сама экспертиза занимает не малое количество времени и требует от эксперта внимательности и знания материальной части ведь проблема связана с электроникой, а электроника может дать сбой по многим причинам: плохой контакт в разъемах, неисправность блоков управления, выход из строя подшипников, неправильная установка, вездесущие грызуны, любители погрызть оплетки и так далее. Осматривается и проверяется все подкапотное пространство, все блоки, косы, читаются ошибки.

В практике моих экспертов неоднократно проведены экспертизы с описанной проблемой, и имеются как досудебные решения с владельцем автомобиля, но и конечно выигранные через суд дела.

Если что-то непонятно или информации не хватило, напишите пожалуйста в комментариях я добавлю (отвечу).

Также, еще вы можете абсолютно бесплатно скачать мою книгу:

«Защита прав потребителей в Санкт-Петербурге бесплатная книга-консультация от юриста»

Если что, со мной можно связаться через: «ВКонтакте», Facebook, Instagram.