Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Учить английский по учебнику: за и против

Оглавление

Преподаватели делятся на сторонников и противников коммуникативной теории — тех, кто считает, что язык можно освоить только в устном общении, и сторонников концептуального подхода, когда в книге стройно изложена теория, далее даны практические упражнения и вопросы для самопроверки. Оба подхода имеют своих адептов среди студентов, отличающихся по возрасту, личностному складу и целям обучения.

Преимущества и недостатки работы по учебникам

Плюсы освоения иностранного с помощью учебного пособия (качественного учебника от профессионала, педагога со стажем):

  • Структурированная информация. Информация в учебнике выстроена от простого к сложному: студент открывает первую тему и движется, постепенно осваивая новый материал.
  • Оптимальное количество материала. Хороший учебник построен так, чтобы ученик не «утонул» под грудой новых слов, правил, исключений из них, требований произношения. Каждая новая тема в «правильном» учебнике содержит материалы для повторения, оптимальное количество новой информации.
  • Отборный материал – учебные пособия составляют с учётом того, какие правила, слова и грамматику вам нужно будет использовать прежде всего. Никто не станет изучать названия сортов орхидей и редкие случаи словообразования в английском – только то, что требуется в повседневной жизни для общения и учёбы.
  • 3 этапа обучения: введение нового – отработка – автоматизация. Упражнения в учебных пособиях даются именно по этой схеме. Ученики постепенно вводят в постоянное обращение новые слова, грамматику, используют их на протяжении всего курса.
  • Отсутствие необходимости подбирать материал самостоятельно: искать тексты для чтения, письменные упражнения. Хороший учитель всегда использует дополнительные материал на уроке (визуальный контент, аудио, настоящие статьи из газет) – это помогает оживить занятие, вовлечь студентов, но гораздо проще это делать, опираясь на «сценарий», предложенный учебником.

Минусы учебников (повторю, мы говорим о хороших учебниках, недостатки плохих учебников разбирать смысла нет):

  • Учебник не развивает навык говорения – базовый языковой навык. Единственный способ научиться говорить по-английски – это говорить с другими людьми. Ни чтение диалогов, ни широкий словарный запас, ни знание грамматики не научат вас общаться в конкретной речевой ситуации.
  • Учебное пособие не содержит упражнения на аудирование – только в виде дополнительных аудиофайлов. Но даже в таком формате – начитанные диктором тексты – это слабое подспорье, когда перед вами живой человек в реальной ситуации начинает быстро говорить на иностранном языке, используя разговорную лексику, сленг и сокращения. Студенту нужно быть готовым к первым столкновениям к живой речи, не впадать во фрустрацию и не сдаваться.
  • Заниматься по учебнику лучше всего с педагогом: самостоятельная работа не столь эффективна, потому что учебник не учитывает индивидуальных особенностей студентов – если вы не сильны в грамматике, преподаватель даст вам дополнительные упражнения, разрешит пропустить текст для чтения, если с этим у вас всё хорошо. Самостоятельно сбалансировать обучение трудно.
  • Вы можете выбрать некачественное или устаревшее учебное пособие, столкнуться с неактуальной лексикой, грамматикой, которую сегодня не используют.
  • Покупка учебника кажется чем-то значимым – вы начали учиться, даже книгу купили. Но её нужно читать и изучать, каждый день работать, а не просто положить на стол.

Учебное пособие помогает в обучении — факт. Основная задача – выбрать качественную книгу проверенных авторов, совмещая выполнение упражнений, чтение текстов из них с другими методиками обучения: аудированием, говорением, просмотром фильмов на английском, языковой практикой.

Что говорят учёные?

Учёные отмечают, что учебники – основной материал для изучения английского языка как иностранного. Большинство учителей зависят от учебников как необходимого инструмента, определяющего содержание и порядок работы в классе. Учебники позволяют экономить время, которое ушло бы на подбор учебного материала, деньги, включают изображения, графические материалы, более эффективные, чем описания учителя. Учебники EFL (English as a Foreign Language) используют эклектичный подход, основанный на современных коммуникативных теориях. Задания вовлекают учащихся, предлагают заниматься интересными темами, а не только справляться с заданиями, ориентированными на грамматику.

Современные учебники предполагают постепенное освоение языковых форм и функций — от самых простых до самых сложных. Все эти подходы ориентированы на использование коммуникативного языка. Но несмотря на значительные усилия со стороны текстовых дизайнеров и редакторов, издательств, грамматико-ориентированные задания и механические практики по-прежнему преобладают.

Три основных типа языковой практики, которые включают в учебники по английскому:

  1. Механическая: упражнения на повторение, замену, предназначенные для отработки использования определенных грамматических элементов. Эта практика требует завершения предложения (обычно с изолированными грамматическими упражнениями), но не требует аутентичного согласования языка.
  2. Осмысленная: учащиеся делают осмысленный выбор при выполнении.
  3. Коммуникативная – более спонтанные, аутентичные действия, согласование значений происходит в реальном коммуникативном контексте.

Качественные учебники предназначены для развития языковой компетенции, содержат хорошо сбалансированное количество упражнений, относящихся к трем типам языковой практики. Выбирая пособие, учитель английского языка должен провести критическую оценку учебника, определить, хорошо ли сбалансированы упражнения для обучения языку.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Учиться в США или Великобритании, не покидая России? Часть 1

✅ Где изучать IT и программирование в США? Лучшие курсы и университеты

Один язык хорошо, а два лучше. Как учить два языка одновременно?