Найти в Дзене
Две Войны

Что говорил фельдмаршал Паулюс на первом допросе после сдачи в плен

Оглавление

31 января 1943 года Фридриха Паулюса взяли в плен в подвале сталинградского ЦУМа, и сразу же отвезли в штаб 64-й армии – в посёлке Бекетовка (ныне Кировский район города Волгограда). Первый допрос пленённого фельдмаршала проводил генерал-лейтенант Михаил Шумилов, командующий 64-й армией.

Об этом событии мы знаем сразу из нескольких «первых уст». В частности, от Марии Ивановны Ермаковой, которая служила в штабе 64-й армии и была стенографисткой первого допроса Паулюса.

Плохое состояние Паулюса и Шумилова перед допросом

По её словам, генерал Михаил Степанович Шумилов в ожидании Паулюса расхаживал взад-вперёд по небольшой комнатке избы, в которой располагался штаб, с особенно строгим и суровым видом. Было видно, однако, что он волнуется.

Сначала из штабной машины вышел сам Паулюс, в шинели и фуражке (несмотря на мороз). За ним – генерал Рудольф Шмидт и полковник Вильгельм Адам – те были в зимних шапках.

Паулюс выходит из машины. Фото в свободном доступе.
Паулюс выходит из машины. Фото в свободном доступе.

Мария Ивановна сразу же отметила больной и деморализованный вид Паулюса. О своём производстве в генералы-фельдмаршалы он узнал буквально накануне пленения, и прекрасно понимал: это повышение является приглашением пустить себе пулю в лоб. Вообще, все последние дни Паулюс провёл в мучительных душевных метаниях, не решаясь застрелиться.

Борис Нейдгардт, один из переводчиков штаба Паулюса, рассказал на допросах, что в последние дни тот был совершенно потерянным и у всех спрашивал: лучше ли будет для Германии, если он застрелился, или нет?

«К этой теме Паулюс возвращался вновь и вновь. Я и другие его отговаривали, замечая, что ему надо разделить участь всех оставшихся в живых солдат своей армии», – вспоминал переводчик, – Паулюс, убедившись о том, что русские ведут себя по отношению к нему очень корректно, явно испытал большое облегчение».

О чём спрашивали немецкого фельдмаршала?

При допросе присутствовали около десяти человек: офицеры, стенографистка и переводчик. Войдя в комнату, все три немецких офицера вскинули руки в нацистском приветствии, сказав привычное «Хайль Гитлер!». Это вызвало неудовольствие генерала Шумилова.

«Здесь нет Гитлера, – резко одёрнул он пленных, – потрудитесь приветствовать как положено!» Паулюс приложил руку к фуражке.

Шумилов потребовал от немцев предъявить документы и уточнил у Паулюса: верно ли известие о том, что ему присвоено звание генерал-фельдмаршала? – Тот подтвердил.

Шумилов, Паулюс и Шмидт. Фото в свободном доступе.
Шумилов, Паулюс и Шмидт. Фото в свободном доступе.

После этого Михаил Степанович гарантировал пленным офицером сохранение жизни, безопасности, мундира и орденов. Паулюс попросил не фотографировать его, но эту просьбу Шумилов проигнорировал.

«Почему вы не приняли ультиматум и не сложили оружия?»– спросил советский генерал.
«У меня был приказ сражаться до конца, и я обязан был его выполнять, – отвечал Паулюс, – русский генерал сделал бы то же самое».
«Почему же сложили оружие сейчас?» - продолжал Михаил Степанович.
«Мы не сложили оружия, но выдохлись и потеряли способность дальше сражаться. После того, как ваши войска вклинились в наши и расчленили их на мелкие группировки, у нас стали заканчиваться боеприпасы и провиант. Вот почему мы прекратили борьбу».

«Военачальник может приказать подчиненным капитулировать, если видит, что солдаты гибнут»

«Вы приказали южной группировке сложить оружие?» – «Нет, я не отдавал этого приказа, - ответил Паулюс, – его отдал генерал-майор Росске, самостоятельно, и это было его решение».
«А северной группировке вы приказали прекратить сопротивление?» – «Нет». – «В таком случае, прошу отдать такой приказ», - продолжал Шумилов. – «Не имею права», - отказался Паулюс. – «Как не имеете права? Вы же командующий». – «Я не могу войскам, уже мне не подчинённым, приказать капитулировать. Прошу понять моё положение и воинский долг».
Шумилов настаивал: «Военачальник может приказать подчиненным капитулировать, если видит, что солдаты гибнут напрасно, если продолжение борьбы значит лишь бессмысленное уничтожение людей».

Но Паулюс всё-таки уклонился от этой ответственности, сказав, что подобный приказ может отдать только тот, кто непосредственно находится сейчас с войсками.

Упущенные возможности Красной Армии, которые могли нанести Вермахту огромный урон

Паулюс и советские офицеры. Фото в свободном доступе.
Паулюс и советские офицеры. Фото в свободном доступе.

После этого Шумилов прекратил допрос и пригласил пленных офицеров в соседнюю комнату, пообедать. Если почитать воспоминания Фёдора Михайловича Ильченко – командира разведгруппы, пленившей фельдмаршала, то можно понять: Паулюс с самого начала занял такую позицию.

«Паулюс был очень плох, – осунувшийся, измождённый, небритый, в замызганной одежде. В отличие от его офицеров, он старался не смотреть нам в глаза,– вспоминает Ильченко, – мы сразу предложили Паулюсу вместе с нашими офицерами объехать позиции и приказать прекратить стрельбу (связь немецкого штаба с войсками уже была утрачена). Но он упёрся: я сложил с себя все полномочия и приказывать ничего не имею права. Росске оказался более сговорчив: составил приказ, в котором призывал сложить оружие и благодарил солдат за то, что они до конца выполняли свой долг. Помню, в конце приказа была фраза «С нами Бог».

Вот таким был конец военной карьеры амбициозного генерала Третьего Рейха- изможденного, небритого и сломленного.

Почему выдающегося советского генерала Штерна казнили без суда, в самый разгар войны

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, почему Паулюс отказался подписывать приказ о капитуляции?