Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня мы с Вами разберем такую тему, как регулируемые и нерегулируемые тарифы: определение, различие между ними, какой (на мой взгляд) более предпочтителен. Об этом вы узнаете далее
Нерегулируемый тариф - по грамотному если судить, то это тариф, который устанавливает сам перевозчик. То есть, стоимость проезда не зависит от каких-либо факторов, можешь хоть 20 рублей ставить, можешь хоть 50. На цену, в данном случае муниципалитет (если маршрут проходит в его границах) или же министерство (управления) транспорта (в данном случае речь идет о тех маршрутах, которые проходит через границы 2-х административных делений). Тут больше плюсов для администрации для одной стороны: нет дополнительных затрат с бюджета, перевозчик не просит денег у администрации, налоговые отчисления идут (хоть и не до конца во многих случаях). Конечно, в нерегулируемых тарифах допускается финансирование со стороны администрации для перевозки граждан, относящиеся ко льготным категориям.
Как правило, на маршрутах, где нерегулируемый тариф, работают частные перевозчики. Однако, в последнее время наблюдается тенденция, когда на регулируемых тарифах работают государственные перевозчики, например, Башавтотранс (работает по данным тарифам на межмуниципальных маршрутах). Однако, по ФЗ-220 нет такого понятия (по крайней мере, или я не внимательно данный закон читал), как частный и муниципальный перевозчик.
Регулируемый тариф - это тариф, который устанавливает администрация, при этом разницу между стоимостью проезда и реальной стоимостью затрат на перевозки компенсирует администрация. По регулируемым тарифам, обычно работают предприятия муниципальной и государственных форм собственности, нередко - частные компании. Хочу отметить, что по Башкортостану по этим тарифам работают предприятия государственных форм собственности, например, ГУП "Башавтотранс".
Чтобы работать по регулируемым тарифам, администрация (или минтранс, если маршрут межмуниципальный) должна организовать тендер, в котором должно все быть прописано. При этом, не должно быть прописано в сумме тендера/контракта 1 рубль. Должны быть обоснованные цифры, вычисленные через специальные формулы.
Какой больше всего предпочтителен. По моему мнению, все-таки на большинстве маршрутов должен быть регулируемый тариф. В первую очередь, это касается невыгодных маршрутов, или же неосвоенные, например - 203. Во-вторых, по программе БКАД, одно из условий является то, что 50% и более маршрутов должны быть по регулируемым тарифам. В-третьих, есть какая-то подушка в виде дотаций (конечно, рейсы не по 1 рублю за маршрут, как это сделали в Ишимбае, ещё раз повторюсь - рейсы должны чётко быть рассчитаны по специальным формулам, а не на глаз). По нерегулируемым тарифам можно сказать, что она прекрасно себя будет чувствовать на экспресс-маршрутах, где стоимость проезда за 30-35 рублей.
Также есть такое понятие, как брутто-контракт. Суть этого контракта состоит в том, что с перевозчиком заключается договор на опредёленное время, перевозчику выплачивается сумма за пройденные километры. В свою очередь перевозчик перечисляет все заработанное администрации. На эту систему перешли в Перми, Новокузнецке. Не сказать, что данная система полностью отработана, но себя зарекомендовала с хорошей стороны (есть конечно недостатки, без них никуда). Одним из минусов данного контракта - огромная нагрузка на бюджет города. Насчёт брутто-контракта и Уфы сложно что-то сказать, но на невыгодных маршрутах стоит попробовать.