Найти в Дзене

10 идиотских ошибок при аренде офиса

У старшего партнёра сети Vysotsky Estate Сергея Смирнова — «двойной» опыт аренды офисов. Во-первых, он регулярно делает это как эксперт для клиентов. Во-вторых, с 2001 года он сам как предприниматель арендует офисы для своих сотрудников. Так что ему есть что сказать на этот счёт. Итак, что же это за идиотские ошибки?

Неправильно выбранный офис становится причиной проблем, в первую очередь - финансовых. Фото: canva.com
Неправильно выбранный офис становится причиной проблем, в первую очередь - финансовых. Фото: canva.com

Ошибка №1: «Я - босс, и удобно здесь должно быть мне»

Забудьте об этом. Офис — это место, где должно быть удобно в первую очередь вашей команде и клиентам, которые принесут вам деньги. Вот это — частый разговор, только названия меняются:

— Сергей, я тут взял офис на Звенигородке, и там всё хорошо.
— Хорошо-то хорошо, но как у тебя туда персонал добирается?
— А мне какая разница? Лично мне удобно до Звенигородки на машине приезжать.

А через некоторое время начинается совсем другой разговор:

— А помоги мне, пожалуйста, найти хорошего финансового директора!

Или так:

— Помоги мне найти хорошего программиста, почему-то многие отказываются ездить в наш офис.

Да потому что туда сложно добираться общественным транспортом! А на машину программист ещё не накопил или вообще не собирается на ней ездить. Если вы снимаете офис для того, чтобы приходить туда из дома в тапочках, то это самое дурацкое, что вы можете сделать для сотрудников.

Ещё мне часто с таким запросом звонят:

Мы хотим подобрать офис, сейчас расскажу персональные требования шефа.

А шеф ваш здесь причём?

Ошибочно думать, что офис должен нравится шефу. Офис в первую очередь должен подходить сотрудникам и клиентам. Фото: canva.com
Ошибочно думать, что офис должен нравится шефу. Офис в первую очередь должен подходить сотрудникам и клиентам. Фото: canva.com

Ошибка №2: Не анкетируют сотрудников, а значит, не понимают, как офис влияет на найм

Когда ко мне обращаются с просьбой подобрать офис, я всегда прошу прислать мне анкеты сотрудников. Мне необходимо знать:

  • Где сотрудники живут сейчас?
  • Сколько времени они будут тратить на дорогу при переезде в новый офис?
  • Как вообще изменится их график?
  • Что у сотрудников в быте заложено такого, что они годами работали у вас?
  • Какие сотрудники ключевые, а кого не страшно потерять?
  • Какая рассадка в офисе?

И это только часть вопросов.

Ошибка №3: Не знают потребностей сотрудников

Давайте поговорим о том, почему так важны вопросы «Что у сотрудников в быте заложено такого, что они годами работали у вас?» и «Какие сотрудники ключевые, а кого не страшно потерять?»

Бывает так, что ключевой сотрудник говорит: «Ребята, я много лет терпел вашу компанию только по одной простой причине мне здесь было дико удобно работать. А сейчас вы переехали в другое место, и я увольняюсь. В новый офис я ездить не буду».

Именно поэтому переезд из офиса может привести к тому, что вы потеряете до 30% персонала. А потом побежите искать сотрудников через знакомых и друзей, давать рекламу о наборе персонала, тратится на рекрутинг. Этот пункт возвращает нас ко второму пункту: анкетирование способно выявить потребности сотрудников, особенно ключевых.

Увольнение по собственному желанию ключевых сотрудников из-за переезда в другой офис может неприятно удивить нанимателя. Фото: canva.com
Увольнение по собственному желанию ключевых сотрудников из-за переезда в другой офис может неприятно удивить нанимателя. Фото: canva.com

Ошибка №4: Учитывают только технические требования

Вы мне описываете технические требования, но меня интересуют другие вопросы:

  • Где план посадки?
  • Кто с кем сидит?
  • Кто в коллективе с кем работает?
  • Кто кому противен в коллективе?
  • Как вы рассадите работников: в оупенспейс или полу-оупенспейс?
  • Сколько вам нужно «переговорок»?
  • Какой площади они должны быть?
  • Что вас не устраивает в нынешнем офисе?
  • Почему решили поменять?

А ещё знаете, что мне обычно говорят? «Нам нужно 200-300 метров». Ничего себе разброс! Ребята, 100 лишних метров это 18.000 рублей за м² (по московским меркам). 100 лишних метров, взятых просто так это 1.800.000 переплаченных рублей в год. Вы настолько богаты?

Ошибка №5: Садятся в бизнес-центр и офигевают от требований

Сидеть в большинстве современных бизнес-центров значит содержать целый штат охраны и людей на ресепшене, которые будут оформлять пропуска вашим сотрудникам и посетителям и заявки, например, на вывоз и ввоз техники. Это особенно важно, если к вам постоянно ходят клиенты или ваша работа связана с техникой. Возьмите месячную зарплату двух смазливых девчонок на ресепшене по 50.000 рублей и посчитайте, во сколько вам это обойдётся в год. 1.200.000 за пару человек с пропусками! Почему-то никто не считает эти деньги, когда переезжает в крупный БЦ.

А что насчёт охраны? Она никого ни от чего не спасёт. А во многих БЦ за неё вообще собираются дополнительные деньги. Зачем вам это?

Расположение в бизнес-центре может показаться хорошей идеей, но имейте в виду, что в арендную плату всегда будут входить скрытые платежи за содержание ресепшена и охраны. Фото: canva.com
Расположение в бизнес-центре может показаться хорошей идеей, но имейте в виду, что в арендную плату всегда будут входить скрытые платежи за содержание ресепшена и охраны. Фото: canva.com

Ошибка №6: Берут отдельный блок

Когда вы берёте блоки с отдельными входами, в арендуемую площадь автоматически попадают коридорные метры. И это не единственная бессмысленная трата, потому что вы также будете платить за содержание отдельного туалета и уборку площадей. Посчитайте, в какую копеечку всё это вам влетает, и проанализируйте, сколько времени, финансов и ресурсов вы тратите на то, чтобы организовать быт сотрудников. Не эффективнее ли потратить эту сумму на дополнительный маркетинг?

Ошибка №7: Не считают все расходы

Давайте подсчитаем, во сколько вам обходятся ВСЕ расходы, а то арендаторы обычно смотрят только на арендную ставку. Предприниматели арендуют офис по конкретной арендной ставке, не зная о подводных камнях, а именно расходах, которые бизнес-центр или арендодатель навяжет вам. Сюда относятся, скажем, уборка и паркинг. Я например, арендую офис в бизнес-центре, где карточка на паркинг 2.000 рублей в месяц. А где-то парковочное место обойдётся в 15.000 рублей в месяц.

Следующая важная вещь во сколько обходится интернет. Когда потом арендатор получаете счёт за него, у него глаза лезут на лоб. А это тоже входит в расходы на аренду помещения, но этого почти никто не учитывает. Почему? Потому что в большинстве случаев предприниматель охотится на подходящие ему объекты с помощью поисковых фильтров «ЦИАНа» или других порталов.

При выборе офиса учитывайте дополнительные платежи, например, на паркинг. Фото: canva.com
При выборе офиса учитывайте дополнительные платежи, например, на паркинг. Фото: canva.com

Ошибка №8: Выбирают отдельно стоящее здание

Как правило, отдельно стоящие здания (особенно старые особняки) отличаются какой-то несуразностью помещений. Здесь вы арендуете не только лишние метры коридоров, но и, например, подлестничного пространства. А ещё вам нужно найти как минимум уборщицу и технаря, который будет менять лампочки. Вы будете вынуждены решать любые возникающие проблемы, вплоть до уборки снега во дворе, если вы арендовали здание с отдельной территорией. А это тоже чья-то зарплата.

Ошибка №9: Не думают о быте сотрудников

На встречах с теми, кто хочет арендовать офис, случаются такие диалоги:

Пройдитесь по территории ножками. Всё вас здесь устраивает?
Да, всё.
А где ваши сотрудники будут есть?
Да какая разница? Вот тут есть столовка одна в БЦ на этаже.

А потом выясняется, что разница всё-таки есть.

Отсутствие в офисе такой банальной вещи, как кухня, может стать неочевидным фактором роста зарплатного фонда. Фото: canva.com
Отсутствие в офисе такой банальной вещи, как кухня, может стать неочевидным фактором роста зарплатного фонда. Фото: canva.com

Ошибка №10: Не видят связи с зарплатным фондом

Проблема в том, что предприниматели не видят самого важного связи между зарплатным фондом компании и арендной ставкой. А зарплатный фонд это то, что вы скрыто переплачиваете за плохо организованный офис и хреновое место.

Как-то один из моих партнёров попросил меня арендовать офис на северо-западе Москвы. А потом туда стали приглашать программистов. И выяснилось, что к зарплатному фонду приходится прибавлять 10%, потому что сотрудники нужные, хорошие, редкие просили повышения к зарплате за то, чтобы они ездили на северо-запад с другого конца города. Если в вашей компании работает два десятка таких высокооплачиваемых сотрудников, их зарплата вырастет за год как минимум на 100.000 рублей. То есть за то, чтобы они ездили в выбранный вами офис, вы скрыто переплатите 2.000.000 рублей. Вот почему компании, которые понимают, что офис «продаёт» рабочее место и идею работать именно у них, создают атмосферу в хорошо расположенном офисе. Появляется много желающих там работать, персонал набирается быстрее и зачастую дешевле, чем у компаний, которые сидят по окраинам и удивляются: и почему так сложно найти хороший персонал? Почему приходится переплачивать хорошим сотрудникам?

А сейчас будет очень простое правило: чем дороже ваш персонал, тем дороже и удобнее должен быть офис и «центрее» находиться. Так у вас появится возможность находить специалистов с разных концов города и экономить на зарплатном фонде. И наоборот: чем дешевле персонал тем проще решить задачу с локацией. Скажем, какой-нибудь call-центр можно выводить за черту города. В этом случае локация не так важна, потому что персонал всё равно будет ротироваться каждые 3-4 месяца.

Ставьте лайки, если вам понравилась статья, и делитесь своим мнением в комментариях: со всем ли вы согласны?

Хотите выбрать подходящий офис на выгодных условиях? Звоните: +79250057395