Найти в Дзене
Central Asia Analytics

Нефть и газ Америки. Как Россию вытесняют с мирового рынка ради энергетического доминирования

Трамп уходит с Белого дома. Однако, на данный момент остается неясным, завершился ли вместе с его сроком курс американской политики, направленный на доминирование в энергетическом секторе. С одной стороны, администрация Байдена заявляет о новом фокусе на зеленой экономике, которой Трамп явно пренебрегал. С другой стороны, Байден вряд ли откажется от достижения лидерства в мировой энергетике, пусть оно в большей степени будет построено на невозобновляемых источниках и не совсем «чистом» производстве энергии.

Однако, что ж такое энергетическое доминирование США, которое пытался достичь Дональд Трамп на протяжении своего срока?

С приходом к власти Д. Трампа, в США изменилась политика в отношении экономической безопасности государства. Если Обама энергетическую безопасность связывал, прежде всего, с энергетической самодостаточностью, то Д. Трамп под энергетической безопасностью понимал энергетическое доминированием. Акцент в энергетической политике сместился от энергетической независимости к доминирующему положению на мировом рынке энергоресурсов. Для обеспечения глобального энергетического доминирования предполагалось, что США будут экспортировать энергоносители по всему миру. Они не будут препятствовать кредитованию Всемирным банком строительства угольных ТЭЦ за границей, что позволит наращивать экспорт американского угля, в т. ч. на Украину. Сжиженный природный газ намечалось поставлять на азиатские и европейские рынки. Завоевание американским СПГ зарубежных рынков перешло от зависимости от политических факторов исключительно к зависимости от факторов экономических– динамики цен и спроса на газ на региональных рынках, возможности предложения на эти рынки основных производителей СПГ.

США не отказались от применения и инструментов политической поддержки, использования энергетики как политического оружия. Д. Трамп внёс хаос в мировое сообщество. Для реализации политики энергетического доминирования президент США в сфере международных отношений стремился снизить значение ООН, которая учитывает интересы всех стран, а не только интересы США. Пренебрежительно относился к международным организациям, в которых участвуют страны, подконтрольные США. Америка Трампа строила внешнюю политику на двусторонних отношениях, выстраивая свои связи с каждой страной в отдельности, отказавшись от масштабных сделок в формате торговых блоков.

Политика глобального энергетического доминирования США привела к тому, что американские интересы столкнулись с интересами России на энергетических рынках мирового сообщества в первую очередь в Европе, которая в значительной степени зависит от российских энергоносителей. Появились угрозы для энергетической безопасности России, которая заключается не только в обеспечении своей экономики энергоносителями, но и надёжного их сбыта на зарубежных рынках.

США всегда ревниво относились к развитию сотрудничества России и ЕС, особенно в энергетике, где их взаимозависимость чрезвычайно высокая. При поддержке США в центр энергетической политики ЕС поставлена задача диверсификации импорта нефти и газа, снижения энергетической зависимости от России.

Инициативы ЕС по созданию конкурентного и единого газового рынка, поддержанные США, привели к росту неопределенностей и связанных с ними рисков для уже действующих долгосрочных газовых контрактов. «Газпром» в странах ЕС не может одновременно быть поставщиком газа и владельцем им же построенных газопроводов. Он также обязан предоставить свои газопроводы другим поставщикам газа, которые захотят снабжать им Европу, а если же таких не будет, то в резерве должна оставаться часть газотранспортных мощностей. Для «Газпрома» такой подход ведёт к потерям, снижению рентабельности проектов. Без управления трубопроводной системой сужается возможность окупить расходы в проекты, которые в газовой отрасли одни из самых дорогостоящих и окупаются в течение многих лет.

«Газпром» вынужден переходить на спотовые сделки и контракты на 1-4 года, корректировать долгосрочные контракты. В результате возрастают риски и неопределённости сбыта российского газа в Европе. Спотовый рынок и только рыночные механизмы не гарантируют поставщику формирование надёжного рынка сбыта газа и поступлений крупных инвестиций в газовый сектор. Однако покупатели газа получают возможность более гибко реагировать на конъюнктурные колебания спроса энергоносителей. В этих условиях российскому газовому монополисту необходимо учиться работать в рыночной среде, переходить к спотовым, то есть к рыночным ценам. Сочетание привязки цен газа к нефтепродуктам и спотовая индексация цен в одной корзине газпромовских контрактов уменьшает риски потерь от падения одной из цен. Газпрому целесообразно создавать торговые подразделения для продажи газа на спотовом рынке, когда цены на нём ниже цен по долгосрочным контрактам с привязкой цен на газ к нефтепродуктам.

Теряется монопольная прибыль Газпрома и его геополитическая значимость, поскольку есть много поставщиков газа, на которые могут быстро переориентироваться потребители голубого топлива.

Для завоевания своей ниши на европейском газовом рынке США противодействуют росту экспорта российского газа. С этой целью в августе 2017 г. в США был 9 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник 71 Мировая экономика принят Закон о новых санкциях против России. Предполагается наложить ограничения на все компании, которые сотрудничают с Россией в строительстве «Северного потока-2». В проекте участвуют крупнейшие европейские энергетические концерны. Среди них: англо-голландский Shell, французский Engie, австрийский OMV, немецкие Uniper иBASF/Wintershall.

В будущем в газовом секторе мирового хозяйства возрастёт объём экспорта СПГ из США и других стран. Мировой газовый рынок становится всё более глобальным и конкурентным, а цены на европейском и азиатском газовых рынках будут выравниваться. В результате появятся более благоприятные условия для поставок американского газа в Европу. В этом же направлении действует и рост мировых цен на нефть, которые вызывают рост цен на газ. В результате американский СПГ в Европе будет становиться более конкурентоспособным.