Многие замыслы великого Ф. Б. Растрелли так и остались неосуществленными, но к счастью, мы вполне можем их себе представить по чертежам и историческим документам. Один из самых удивительных и грандиозных– Тронный зал Зимнего дворца.
В 1754-1762 годах Растрелли возводит Четвертый Зимний дворец, в котором все помещения бельэтажа вдоль набережной Невы должна была занимать Большая анфилада парадных залов, начинающаяся Парадной лестницей и заканчивающаяся Тронным залом. Новый дворец строился с частичным использованием стен предыдущего, Третьего Зимнего дворца и потому новый Тронный зал находился на месте старого, занимая весь объем северо-западного ризалита.
Если и раньше зал (также отделанный по проекту Растрелли) был большим (34 х 28 м), то теперь он приобретал поистине грандиозные размеры. Сохранив прежнюю ширину, Растрелли увеличил его длину до 49 м. Кроме того, Тронный зал должен был зрительно соединяться открытой аркадой с предшествующим ему аванзалом. Ни один из существующих ныне залов дворца не достигает таких размеров!
Долгое время детального проекта декоративного убранства зала не было, и только в июле 1759 г. Елизавета Петровна рассмотрела чертежи отделки, тогда же разработку эскизов плафона поручили художникам Дж. Валериани и П. Градицци. В ноябре 1761 г. Растрелли сообщил, что «в большой зал потребен живописный плафон, коему сочинил в Венеции живописный мастер Тьеполо прожект», и просил заключить с ним контракт. Однако ввиду высокой цены, запрошенной знаменитым Тьеполо, плафон ему заказан не был.
Последние работы, предпринятые Растрелли в Тронном зале уже при Петре III, были связаны с празднованием мирного договора с Пруссией в 1762 г. Чтобы ускорить отделочные работы, решили сложное резное убранство заменить живописной декорацией. Однако дворцовый переворот, в результате которого на русский престол взошла Екатерина II, помешал этому, а вскоре последовала отставка Растрелли.
Несколько лет Тронный зал и помещения Невской анфилады оставались заброшенными, хотя часть резных украшений для них была изготовлена по проекту Растрелли. Осенью 1764 г. во временный Тронный зал был превращен Аванзал. В его отделке использовали детали убранства, созданные Растрелли еще для Третьего Зимнего дворца Анны Иоанновны. В частности, в нем разместили декоративную тронную экседру с кариатидами и богатой резьбой. Однако решение архитектора было сильно изменено и получило иную трактовку. Руководил отделкой временного Тронного зала Ю. Фельтен. Вид этого зала запечатлен на гравюре М. Махаева «Приём турецкого посольства».
В 1770 г. большой Тронный зал получил временное оформление в связи с проведением театрализованного маскарада по случаю приезда прусского принца. Проект оформления на тему «Времена года» принадлежал А. Ринальди. Прямоугольное помещение было превращено в овальное. Для этого соорудили не доходившие до перекрытия деревянные перегородки, в которые врезали 12 ниш, каждая из которых посвящалась одному из месяцев и была соответствующим образом декорирована. В каждой нише стоял стол на десять человек. На втором ярусе зала были устроены хоры для четырех оркестров и артистов. Декоративное оформление зала стоило свыше 18 тысяч рублей – огромной по тому времени суммы.
К 1780 г. восточнее Зимнего дворца уже были построены Малый Эрмитаж с висячим садом и Большой Эрмитаж, однако попасть в них можно было только из личных покоев императрицы. В результате вскоре родилась идея постройки нового корпуса с мраморной галереей, которая соединила бы дворец с Эрмитажем. В процессе строительства было решено устроить в этом корпусе новый Тронный зал, который стал называться Георгиевским. Отделку зала сначала выполнил Дж. Кваренги, а после пожара 1837 г. – В. Стасов. Там, где Растрелли планировал устроить большой Тронный зал, была создана группа комнат для женившегося любимого внука Екатерины II – Александра. Сейчас на этом месте находятся Большая Арапская столовая, Малая (Белая) столовая, Малахитовая гостиная, внутренний дворик и другие помещения.