Найти тему

Портреты и картины кисти Жана - Оноре Фрагонара. Игривая беззаботность рококо.

Фрагонар. Портрет  танцовщицы Мари - Мадлен Гимар. Пик ее славы пришелся на правление Людовика 16. Она 25 лет была звездой парижской оперы, и еще больше, чем своим искусством прославилась своими любовными похождениями. Она по сути, была куртизанкой, имевшей клиентуру из высшего света парижа.
Фрагонар. Портрет танцовщицы Мари - Мадлен Гимар. Пик ее славы пришелся на правление Людовика 16. Она 25 лет была звездой парижской оперы, и еще больше, чем своим искусством прославилась своими любовными похождениями. Она по сути, была куртизанкой, имевшей клиентуру из высшего света парижа.

Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) один из прекрасных живописцев Франции, ставших символом эпохи красоты, легкости, легкомысленности и изящества, олицетворением которой стал искрящийся и прихотливый стиль рококо.

Фрагонар. Иногда обозначается как портрет молодого человека, иногда - как автопортрет.
Фрагонар. Иногда обозначается как портрет молодого человека, иногда - как автопортрет.

Он как бы специально родился, чтобы выразить неповторимый дух того времени - когда, перед грозой, краски были ярче, люди веселее, смех - звонче, любовь бесшабашнее...

Мазки в его портретах ложились с вычурной легкостью, сплетая неожиданно чистый образ из хаотичных витиеватых линий. Сюжеты его картин были декоративны, игривы, иногда рискованны, но некоторая их фривольность, в духе времени, никогда не скатывалась в вульгарность.

Мир, который он воспевал, существовал недолго - как легкий приятный сон, ободряющий и дарящий свежесть. Это мир любви, легкости, беззаботности и красоты.

Сам художник относился к людям, которые с определенным талантом рождаются - и ничего здесь поделать нельзя - чем бы не пытался заниматься в жизни человек - но его врожденная наклонность как магнитом вытянет его на запрограммированную с рождения дорожку. Семья его никакого отношения к живописи не имела - это была семья ремесленников, занимавшихся производством перчаток. Сам он, с детства испытывая тягу к рисованию, тем не менее, поначалу и не думал делать это своей профессией - выучившись на скучную, но хлебную должность помощника нотариуса. И вот этому самому нотариусу, у которого работал юный помощник, мир обязан появлением яркого живописца. Заметив в мальчике явные способности к рисованию, он убедил его родителей не препятствовать ему в развитии своего таланта.

Далее были годы обучения у лучших художников того времени, в частности, у Буше, влияние которого очень хорошо прослеживается потом в его творчестве, путешествие по Италии, с изучением ее потрясающих пейзажей и картин старых мастеров, и много работы.

Мне не удалось найти данные о материальной стороне жизни Фрагонара, но думается, что не просто так он часто менял стили, в которых работал, и оставил огромное творческое наследие - более 500 картин.

Он был очень популярен в годы монархии, но полностью разорен революцией. Так и не сумев освоить новые веяния, он умер в полном забвении, в разгар иной эпохи, прославляющей героическое, и совершенно не склонной к фривольному легкомыслию и безделью.

Фрагонар был женат. Супруга его тоже была художницей, и тоже получила эту профессию не по наследству. Происхождение у них было примерно одинаковое - если Фрагонар был сыном перчаточника, то его жена - дочерью парфюмера.

Мари-Анн Фрагонар, урожденная Жерар, (1745-1823) супруга художника. Здесь ей за 40 лет. Набросок принадлежит перу ее мужа.
Мари-Анн Фрагонар, урожденная Жерар, (1745-1823) супруга художника. Здесь ей за 40 лет. Набросок принадлежит перу ее мужа.

Жена художника специализировалась на модной тогда портретной миниатюре - это портреты любимых, которые носили с собой, к примеру, в медальонах. Собственно, долгое время считалось, что эти миниатюры - еще одно направление живописи, освоенное ее мужем. Но ученые мужи уже нашего времени восстановили справедливость, доказав, что миниатюры писала Мари - Анн, просто ее стиль был как две капли воды схож со стилем ее супруга.

В семье художников было двое детей и еще там постоянно проживала младшая сестра жены.

Дочь, Розали (1769-1788), прожила недолго. Отец очень любил ее рисовать...

Розали.
Розали.

Сын родился намного позже - Александр-Эварист Коксинель Фрагонар (1780 - 1850), он тоже стал художником, специализировавшимся на идеалистическом изображении французских средних веков.

Его портрет я не нашла - взамен посмотрите примеры его работ):

В 1778 году у них в семье поселилась 14 - летняя сестра его жены, Маргарита Жерар (1761 -1837).

Портретная миниатюра с изображением маргариты - художник Франсуа Дюмон.
Портретная миниатюра с изображением маргариты - художник Франсуа Дюмон.

Это была самая младшая из 16 братьев и сестер Мари - Анн, и ее сестра забрала к себе в связи со смертью их матери. 30 лет Маргарита прожила в этой семье, став лучшей ученицей Фрагонара, который заменил ей отца. Она была одной из самых знаменитых и талантливых женщин - художниц своего времени. Она никогда не была замужем и не имела детей, поскольку своим ремеслом могла обеспечить себе полную финансовую независимость, и предпочитала жить в семье сестры и заниматься любимым делом. Она рисовала в основном сцены уютной домашней жизни.

Вот примеры ее работ:

Ну и наконец, мы добрались до образцов творчества нашего героя - Жан - Оноре - Фрагонара. Так же, как потом его ученики, он делал упор на милых сценах, которые изображали милых людей, срисованных с натурщиков. Портреты он рисовал редко. Но они у него есть - и мы сейчас с ними ознакомимся.

Здесь я его портреты, изображенные на которых не указаны конкретно, отнесла к типу "красивых головок"... Не претендую на истину в последней инстанции.

Ну, и наконец, подборка картин, которыми, собственно, Фрагонар более всего врезался в память всем, кто ознакомился с живописью Франции периода рококо. Всякие приторности, фривольности, двусмысленности на грани приличия и куча обнаженных пухленьких телец)

Внезапно, он же, теми же руками, так сказать, рисовал и пейзажи...

В общем, в свое время, Фрагонар был везде и в большом количестве. Даже слишком большом, возможно...

В 19 веке он был благополучно забыт, и только в конце столетия по достоинству оценен как один из самых талантливых французских живописцев всех времен...