Комментарии к статьям про управление наводят меня на новые мысли про новые статьи))) В частности, судя по повторяемости, пришла пора пробежаться по типовым стереотипам сотрудников относительно руководителей. Которые не только передаются из уст в уста, а ещё и обретают формы пословиц и поговорок.
Затрону в этой статье несколько таких иллюзий и стереотипов.
Руководители гребут деньги лопатой
Это наверное одна из основных мыслей, которая мучает не даёт спать бытует среди сотрудников. Некоторые пишут даже цифры. Ну типа - руководитель получает в 20 раз больше рядового сотрудника.
Разницу даже комментировать не буду (чуть касалась этого в статье про почему не каждый может стать собственником), просто скажу: да, чаще всего на должности руководителя оклад выше. Процентов на двадцать-тридцать-сорок (чаще всего даже не в два раза). И чаще всего чем выше ранг руководителя в иерархии компании - тем выше и оплата. Если брать топ-менеджмент (не в Газпроме, а в обычном малом и среднем бизнесе), то в сравнении с линейным персоналом они могут получать больше в 3-4 раза.
А вот если брать среднее звено управления, то финальная зарплата далеко не всегда выше у руководителя. Например, в продажах, снабжении и ряде других подразделений руководители отделов получают меньше, чем линейные сотрудники (сотрудники выигрывают за счёт бонусов).
Руководители сидят в кабинетах и ничего не делают
Руководители делают главное - думают. А конкретнее - анализируют информацию (например, показатели работы из отчётности), планируют и принимают решения. И это:
а) Крайне стрессовая работа. Намного стрессовее, чем любая физическая.
б) Сложная работа, особенно в ситуации высокой неопределённости (например как сейчас). Требуется учесть стопятьсот факторов, чтобы принять даже средненькое решение.
в) Работа, последствия которой преследуют руководителя неделями, а то и месяцами (в том числе в формате недовольств/нытья сотрудников), и стоят крайне дорого.
Именно поэтому очень многие специалисты прямо говорят: Я не хочу в руководители, не готов тащить на себе такую ответственность. А большая часть руководителей работает в среднем 12 часов в день. А спит 4-6 часов.
Хороший специалист будет хорошим руководителем, только дайте возможность вырасти
Ничего близкого. Примерно как увязывать тёплое с мягким.
Специалист и руководитель - вообще про разное. И навыки им нужны разные. И часто личностные особенности. И как прекрасно написали в одном комментарии - если руководителями становятся только специалисты, бизнес не вырастет, потому что вместо развития и управления бывший специалист будет сам бегать и гайки крутить.
Это не значит, что специалист не сможет быть хорошим руководителем. Просто чтобы стать таковым, ему придётся переучиваться делать по-другому многие вещи. И учиться новому. И перестраивать отношения с бывшими коллегами, а теперь подчинёнными.
Руководитель - не профессия
А что же это? Чтобы быть (а не называться) руководителем, нужно стоооолько всего знать и уметь - начиная от расстановки приоритетов, а не "когда рак на горе свистнет" заканчивая отработкой манипуляций сотрудников, что порой этому и за три года не получается научиться.
Одного только контроля куча видов, и дело не в том, чтобы знать, как он называется, а в том, что если его не делать/делать криво/невовремя/слишком часто/слишком редко/не в той форме, - всё будет идти не так.
Тезисно основные направления навыков руководителя есть в этой статье (само собой это не полный список).
Если руководитель не плохой человек (в оригинале слово на Г) - то он плохой руководитель
Это прямо вот какая-то устойчивая фраза, которую мне вот уже пару недель упорно пишут разные люди, комментируя разные статьи.
Примерно могу предположить, откуда она взялась: из общего понимания, что руководитель не должен быть "добреньким", со всеми дружить и делать "хорошо". Он должен быть строгим, контролировать дисциплину, уметь требовать и своевременно расставаться с теми, кто не хочет работать.
Причём тут "Г" и то, что свойственно реально плохим руководителям (манипуляции, оскорбления, шантаж и пр.) - мне лично непонятно. Потому что ни при чём. Просто притягивание за уши.
Действительно хорошие руководители пользуются глубоким уважением своих сотрудников, про них помнят годами и десятилетиями, приводят в пример и стараются быть на них похожими.
Что ещё часто думают/говорят про руководителей?