Найти тему

Ролевая игра и развивающее занятие - несколько идей, чтобы сделать и то, и другое одновременно

Я много писала про необходимость сюжетно-ролевых игр с ребёнком. Они очень важны для развития эмоционально-волевой сферы. Однако я понимаю, что многие родители тут могут сталкиваться с трудностями:

  • Недостаток фантазии. Когда не знаешь, что предложить и как развивать сюжет. Особенно типична эта проблема для родителей, чей ребёнок вследствие особенностей развития практически никак нормально не играет и преимущественно занимается стиммингом (бегает по кругу, машет руками, на вентиляторы засматривается). Везде пишут "Подходите с позиции его интересов!" (и я тоже так пишу :)). Но по стиммингу эти интересы неясны, а развить, скажем, из маханий руками какую-то осмысленную игру могут далеко не все родители. Поэтому иногда может быть разумнее не ждать пока ребёнок покажет свои интересы, а самостоятельно вводить игру-занятие.
  • Недостаток времени. Постоянные занятия, походы по врачам, педагогам и прочим специалистам съедают уйму времени. А ведь есть же ещё и работа, и быт, и семья, а кто-то ещё и учится. Нехватка времени часто приводит к тому, что игрой жертвуют.

И на тот, и на другой случай я решила придумать небольшие игровые заготовки, которые родитель может попробовать использовать на занятиях со своим ребёнком - вам не нужно будет выделять отдельное время. А линейные базовые сюжеты не требуют фантазии, если основная проблема в ней.

ВАЖНО:

  • Цель игр ниже - введение начальных элементов ролевой игры, подача идей для неё и просто нескучное развитие;
  • При выборе ориентируйтесь на возможности своего ребёнка на данный момент - в статье примеры игр как попроще, так и посложнее;
  • Работать с ролевой игрой намного легче, когда есть подражание. Если малыш из действий ничего не повторяет, то в первую очередь нужно работать именно в этом направлении.

Мир животных

Цель: общие знания с элементами ролевой игры (уход за животными)

Берём фигурку животного или его вырезанное изображение (можно делать тематические занятия: делить животных на группы домашних, лесных, северных, жарких стран и т.д.). Показываем как они говорят, двигаются. Потом объявляем, что животное надо бы покормить. И чтобы это сделать, малыш должен выбрать карточку с правильным изображением корма.

Если ребенок говорит, всю озвучку и проговаривание действий старайтесь передать ему. Некоторых неговорящих детей можно просить выполнить звукоподражание за животным.

Музыка на заказ

Цель: развитие физического слуха, ролевая игра (музыкант), следование правилам

Берете карточки/фотографии музыкальных инструментов, вкладываете в мешок или в коробку. Зрители-игрушки по очереди "подходят" к этой коробке с вашей помощью и "берут" наугад карточку с изображением инструментов. Ребёнок должен сыграть на том инструменте, карточку с которым достала игрушка.

Учитель

Цель: ролевая игра (обучение другого, помощь), закрепление словарного запаса, повышение самооценки/уверенности в себе

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Здесь несколько вариантов на разные возможности. Все, как правило, нравятся малышам, особенно если игрушка хвалит за помощь и говорит комплименты.

  1. Игрушка не знает/забыла как выглядит, скажем, пирамидка. Вы просите ребёнка принести искомый предмет и показать игрушке;
  2. Если словарный запас достаточно большой и ребёнок знает вещи посложнее бытовых, можно просить найти карточку с предметом, которого нет у вас в доме. Если малыш говорит, то можно просить его не только показать, но и рассказать о предмете;
  3. Иногда похожая игра помогает вывести нехочух на повторение и упражнения с речью, если какое-нибудь игрушечное животное притворится, что забыло как надо говорить. Меня с Лёвой не раз выручали именно такие ситуации, где он показывал игрушке как надо правильно.

Повар

Цель: общие знания, ролевая игра (готовка), следование визуальным и словесным инструкциям

Сделайте схематичный "рецепт" из игрушечных овощей нарисовав последовательность из того, что надо добавлять в кастрюлю.

Смотрим с ребёнком на рецепт, по очереди называем продукты - он ищет названное и складывает в кастрюлю. Потом "суп" понарошку варится и разливается по тарелкам для игрушек.

Так можно готовить и пирог, и компот, и что угодно в зависимости от того, названия каких продуктов вы хотите повторить.

Стройка

Цель: развитие синтеза, анализа и пространственного мышления, ролевая игра (строитель), следование инструкциям

Надо построить дом из кубиков/конструктора (для начала попроще - от 3-4 деталей) для игрушки. У вас есть фото готового дома (можно такие фото не печатать, а просто открыть с планшета/компьютера). По комнате в разных видных местах лежат детали. Ребенок должен их найти (можно с вашей помощью) и принести/привезти на грузовичке, а также, ориентируясь на фото "дома", построить аналогичный.

Магазин одежды

Цель: ролевая игра (продавец), развитие слухового и зрительного внимания, счёта, следование игровым правилам

Нужны вырезанные предметы одежды (платья, штаны, футболки и прочее разного цвета и с разными деталями украшений и фурнитуры).

Игрушка приходит покупать одежду и, например, говорит: "Я хочу купить футболку". Ребёнок ищет футболку, после чего игрушка расплачивается за свою покупку - скажем, даёт 2 монетки. Малыш считает их с целью убедиться, что всё верно.

Поначалу запрос игрушки элементарный - ей нужен просто предмет одежды. С развитием ребёнка запросы надо усложнять. Например, она может хотеть купить не просто платье, а красное платье. А потом красное платье с карманами или вообще красное платье с розами и пуговицами. В магазине, к тому же, может быть сразу несколько красных платьев с разными признаками, чтобы ребёнок активнее включал внимание, память и искал нужное.

Также отмечу, что магазин может быть какой угодно: хоть одежды, хоть бытовой техники, хоть продуктов, хоть инструментов. Всё зависит от того, что нравится вам и ребёнку и что хочется повторить из знаний.

Водитель грузовика

Цель: ролевая игра (водитель), внимательность, следование инструкциям

Постройте импровизированные станции из кубиков/конструктора. Сделайте карту-маршрут: дорогу, на которой по очереди нарисованы все станции и изображения того, что надо оставить/забрать на каждой из них.

Грузовик останавливается на каждой станции согласно своему маршруту. В него загружают или выгружают грузы, которые надо вести согласно инструкциям маршрута.

Полицейский

Цель: развитие слухового, зрительного внимания, памяти, аналитических способностей, ролевая игра (детектив)

Нужны карточки с рисованными изображениями разных женщин и мужчин.

Полицейскому надо поймать преступника. Известно, что его видел свидетель. Свидетель (какая-нибудь игрушка, озвучиваемая вами) описывает яркие приметы преступника, например: "У него были очки, синяя футболка и цепочка".

Ребёнок вытаскивает из стопки по очереди каждую карточку и анализирует есть ли у подозреваемого то, что назвал свидетель.

Такие вот примеры. Надеюсь, они помогут продуктивнее заниматься с ребёнком и веселее проводить время вместе.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Сюжетно-ролевая игра - немного о том, что может быть намного полезнее раннего развития

Как помочь ребёнку с особенностями развития проработать волю и эмоции?

"Голос внутри" - о том, почему некоторые дети постоянно отвлекаются и нуждаются в частом повторении инструкций